Эльмира Суханбердиева / Фото с сайта ru.sputniknews.kz

В Нур-Султане начался судебный процесс по делу бывшего вице-министра образования и науки РК Эльмиры Суханбердиевой.

Судья Есильского районного суда № 2 Нур-Султана Бахытжан Есенов запретил фото и видеосъёмку на процессе, но разрешил журналистам остаться в зале и вести аудиозапись.

Представитель прокуратуры, зачитывая процессуальное соглашение, предложил назначить Суханбердиевой наказание в виде штрафа с конфискацией имущества.

"Окончательно назначить наказание в виде штрафа в сумме 2500 МРП (6 млн 312 тысяч тенге), но учесть время нахождения под стражей в счёт погашения штрафа, а также конфискацию имущества и денежных средств в размере 11,5 млн тенге, изъятых в ходе обыска 3 июня 2019 года служебного кабинета директора ТОО "Экономическая школа "Центральная", – сказал прокурор Нурлан Бекмагамбетов.

Также он предложил пожизненно запретить Эльмире Суханбердиевой занимать должности на государственной службе.

Эльмира Суханбердиева заключила процессуальное соглашение о признании вины с прокуратурой по преступлениям, предусмотренными статьёй 361, часть 3 Уголовного кодекса – "Злоупотребление должностными полномочиями" и статьёй 364, часть 3 – "Незаконное участие в предпринимательской деятельности".

На скамье подсудимых вместе с ней находится бывший директор столичной школы – гимназии №3 Елена Шеверняева. Её обвиняют по статье 364, часть 1 Уголовного кодекса – "Незаконное участие в предпринимательской деятельности".

Елену Шеверняеву прокурор попросил приговорить к штрафу 500 МРП (1 млн 262,5 тысячи тенге) с конфискацией имущества, добытого преступным путём.

Подсудимые добровольно заключили процессуальные соглашения 1 июля и не оспаривали обвинения и собранных доказательств по делу. Эльмира Суханбердиева находится под стражей, а Елена Шеверняева – под залогом.

В чём обвиняют Эльмиру Суханбердиеву

В процессуальном соглашении по делу Суханбердиевой, говорится, что она оказывала покровительство директору школы-гимназии № 3 – своей близкой подруге Шеверняевой. Также, по версии следствия, Суханбердиева вместе с подругой управляла частной школой через подставных лиц. ТОО было оформлено на сестру Суханбердиевой и мать Шеверняевой.

Подруга вице-министра открыла на базе школы-гимназии частную экономическую школу "Центральная", которая располагалась по тому же адресу, что и гимназия. При этом в школе-гимназии № 3 были превышены проектная мощность и наполняемость классов. Кроме того, частная школа не соответствовала требованиям образовательной деятельности.

"В июле 2016 года руководитель управления образования Астаны (Нур-Султан. – Авт.) Касымхан Сенгазыев пригласил Шеверняеву и предложил принять меры по освобождению частной школой здания школы-гимназии № 3, – зачитал прокурор в суде процессуальное соглашение. – Шеверняева обратилась с данной проблемой к Суханбердиевой. Она, пользуясь своими должностными полномочиями, переговорила с Сенгазыевым и предложила ему не трогать частную школу. Сенгазыев, опасаясь возможностей вице-министра, не стал подымать этот вопрос".

В первом квартале 2019 года Суханбердиева решила участвовать в управлении частной экономической школой "Центральная".

Управление школой через подставных лиц

Шеверняева во время одного из разговоров предложила Суханбердиевой преобразовать частную школу из некоммерческого учреждения в ТОО и приобрести для неё новое здание. Также она предложила Суханбердиевой управлять школой вместе, с условием что вице-министр будет помогать получать льготы, оказывать покровительство, а также вложит в ТОО средства в качестве инвестиций для приобретения нового здания.

"Суханбердиева и Шеверняева решили, что в качестве учредителей ТОО будут включены не они сами, как владельцы ТОО, а подставные лица и родственники с долей участия по 50%. Суханбердиева стала участвовать в управлении организацией, участвующей в предпринимательской деятельности. В первой половине мая 2019 года участниками ТОО с равными долями стали Кабишева (это родная сестра Суханбердиевой) и мать Шеверняевой. Кроме того, Суханбердиева и Шеверняева внесли на счёт ТОО для приобретения здания под частную школу 154 с половиной миллиона тенге",– сообщил гособвинитель.

В начале 2019 года в разные государственные органы поступали жалобы на Шеверняеву, в том числе по поводу того, что она управляет частной школой. Шеверняева, опасаясь проверок, обратилась к партнёру по бизнесу Суханбердиевой. Жалоба была направлена в Департамент по контролю в сфере образования по городу Нур-Султан. В конце мая 2019 года Суханбердиева дала указания главному эксперту ведомства, чтобы он выяснил ход рассмотрения жалобы. Вице-министр образования и науки РК, по версии обвинения, незаконно взяла эту жалобу на свой контроль.

Айфоны для детей за счёт подчинённых

Ещё один эпизод дела Суханбердиевой рассказывает о том, как она, по версии следствия, вынуждала руководителей различных подведомственных организаций, приобретать айфоны, планшеты и айпады, для того, чтобы вручить их детям на торжественном мероприятии, приуроченном ко Дню защиты детей. В рамках этого мероприятия планировалась встреча Президента РК с детьми из малообеспеченных и многодетных семей, а также встреча министра образования с детьми, совершившими геройские поступки.

Суханбердиева захотела сделать детям подарки в виде планшетов, айпадов и смартфонов. При этом, как говорится в процессуальном соглашении, она знала, что для этих целей в МОН РК денежных средств не предусмотрено. 3 мая текущего года в республиканском учебно-оздоровительном центре "Балдаурен" проводился форум юных патриотов на который были приглашены дети, совершившие геройские поступки. На форуме Суханбердиева сказала двум детям, что 1 июня на встрече с министром образования и науки им будут вручены телефоны Iphone X.

"Для себя она решила, что телефоны будет приобретены путём понуждения находящихся в зависимости лиц и нарушения их прав и интересов. Суханбердиева потребовала два айфона у руководителя РГП. Она понимала, что зависимый от неё руководитель, которого она курировала вынужден будет купить телефоны за свой счёт. Дав поручение, Суханбердиева сама через помощницу и секретаря придавала значимость этому поручению, подавая его как поручение министра. Руководитель РГП обратился к своему родственнику с просьбой купить два сотовых. Тот купил два телефона стоимостью 636 тысяч тенге. Их передали водителю Суханбердиевой", – зачитал прокурор Нурлан Бекмагамбетов.

1 июня на встрече подарки должны были вручить 41 ребёнку. Суханбердиева, как зачитал прокурор, зная, что для приобретения планшетов бюджет МОН РК не предусмотрен, через своих подчинённых и курируемых лиц потребовала от руководителей издательств книжной и учебной продукции безвозмездно поставить планшеты в количестве 41 штуки.

"При этом она осознавала, что издательства находятся в зависимости от министерства и не желая осложнять отношения, согласятся с требованиями. При этом Суханбердиева ввела в заблуждение министра образования и науки, не сказав, что так называемое спонсорство не носит добровольного характера, а фактически осуществляется в принудительном порядке", – сообщил гособвинитель.

6 июня сообщалось, что Эльмиру Суханбердиеву также подозревают в получении взятки.

Адвокат вице-министра Суханбердиевой Айгуль Амренова сообщила, что эпизод с получением взятки не подтвердился.

"Взятки не было, мы с этим были несогласны, потому что за взятку нам вменяли два айфона, которые пообещала (Суханбердиева. - Авт.) на слёте "Балдаурен". Изначально это было расценено как взятка, затем исключили данную статью из уголовного дела", – прокомментировала Айгуль Амренова.

Техника не дошла до детей

Адвокат также рассказала, что айфоны, планшеты и айпады, фигурирующие в деле, так и не дошли до детей.

"Не дошли, потому что их должны были вручить 1 июня, но дело было возбуждено в конце мая, поэтому планшеты и два айфона были изъяты у помощника министра Асылова сотрудниками антикоррупционной службы. В последствии их вернули подведомственным компаниям, которые их закупали", – рассказала адвокат.

Айгуль Амренова считает, что Суханбердиева нарушила закон, вынуждая руководителей организаций приобретать технику для детей, но отмечает, что намерения у вице-министра были благие.

"Считаю, что это были не подчинённые, это бизнес. Считаю, что это неправильно. Моя позиция такая. Намерение было правильное. Там не было детей – отличников. Это были дети из многодетных, малообеспеченных семей. Бизнес, наверное, тоже не пострадал, но есть нарушение закона. Считаю, что закон нарушен", – говорит Айгуль Амренова.

Эльмира Суханбердиева замужем, имеет четверых детей (26 лет, 17 лет, 7 лет и 3 года). Елена Шеверняева ныне безработная, замужем и имеет детей в возрасте 15 и 11 лет. Эльмира Суханбердиева занимала пост вице-министра образования и науки с апреля 2016 года. До этого она возглавляла столичное управление образования.