Повысить эффективность работы Банка развития Казахстана (БРК) потребовала сенатор Ляззат Рысбекова.

В своём депутатском запросе она заявила, что между заявленными задачами и фактической реализацией БРК есть несоответствия. По данным Рысбековой, в 2024 году банк выделил 1,4 трлн тенге для финансирования 58 проектов. За восемь месяцев 2025-го – ещё 48 проектов на 1,2 трлн тенге. Однако из 17 крупных прорывных проектов финансирование получил только один – завод по производству автомобилей Astana Motors Manufacturing Kazakhstan.

"При отборе проектов БРК рассматривает заёмщиков с точки зрения возврата кредитных средств на основе стандартных банковских процедур, без надлежащего учёта и оценки их влияния на социально-экономическое развитие страны, общестрановой пользы, в том числе и для обрабатывающей промышленности. Имеется ряд вопросов, на которые следует обратить внимание, в первую очередь акционеру банка АО "НУХ "Байтерек", – сказала сенатор.

Среди проблем она отметила:

  • слабую нацеленность на конечный результат, в том числе низкую ориентированность на экспорт и импортозамещение;
  • недостаточную ориентированность проектов на получение востребованной продукции;
  • диспропорцию в отраслевой и региональной структуре поддержанных проектов.

Рысбекова считает, что в первую очередь банк должен направлять средства в стратегические направления, а не строить гостиницы или реализовывать другие второстепенные проекты.

"Предлагаем осуществлять отбор проектов с учётом приоритетных секторов экономики, имеющих стратегическую значимость для экономики страны. Сфокусировать внимание на поддержке отраслей с большим экспортным потенциалом и финансировать проекты, направленные на производство продукции высокого передела, а также обеспечить оптимальную региональную структуру при отборе и финансировании проектов. Кроме того, провести всесторонний анализ проектов с акцентом на получении значимого социально-экономического и положительного эффекта", – заключила сенатор.