"Я также выражаю мнение своего подзащитного. В своей апелляционной жалобе я указывала, что мы не согласны с приговором суда, поскольку считаем его незаконным. Считаем, что суд первой инстанции не разобрался в этом деле, и более того, вынес приговор, нарушая права защитника, нарушая права самого Джуламанова. По этим фактам мы подавали отдельную жалобу на незаконные действия судьи Ахметжанова в Верховный суд. Однако до сих пор не получили ответа на неё", - сообщила адвокат Нурлана Джуламанова Айжан Сабирина на суде.

"Мы считаем, что приговор суда незаконный. Поскольку вынесен на основании результатов, полученных с грубейшими нарушениями требований Уголовно-процессуального кодекса. И приговор суда был основан на противоречивых показаниях лиц, которые сами получали взятки от руководителей коммерческих структур. Причём доводы этих должностных лиц были совершенно не проверены, не подтверждены никакими другими доказательствами. Больше всего возмущает то, что данные оперативно-розыскных мероприятий были получены действительно с грубейшими нарушениями требований Уголовно-процессуального кодекса. И об этом мы неоднократно заявляли ходатайства в ходе рассмотрения данного дела. Однако суд их почему-то проигнорировал", - продолжила она.

По мнению защитников осуждённого, в деле Джуламанова суд не обращает внимания на нарушения.

Удивляет то, то в уголовном деле не было ни одного заявления от руководителей коммерческих структур о том, что у них действительно вымогались денежные средства, и о том, что они действительно давали взятки должностным лицам пограничной службы КНБ. 

"Удивляет то, то в уголовном деле не было ни одного заявления от руководителей коммерческих структур о том, что у них действительно вымогались денежные средства, и о том, что они действительно давали взятки должностным лицам пограничной службы КНБ. Практически доказательством признаны показания самих лиц, которые якобы получали взятки", - пояснила она.

По мнению Сабириной, без заявлений о вымогательстве от самих руководителей коммерческих структур нельзя говорить о составе преступления.

"Я считаю, что это незаконно. Основываясь только на показаниях Телебасова, Махмудова, Симбаева, Токтаганова, Темиркулова и других лиц, суд не мог вынести столь жёсткий приговор. Почему? Потому что, как я уже говорила, во-первых, их показания противоречивы. Во-вторых, суд даже не вник именно в показания самих этих лиц", - добавила Сабирина.

Также она апеллирует к тому, что судом не была установлена сумма взятки, переданной свидетелями дела Джуламанову.

"Согласно предъявленному обвинению, Джуламанову было передано 59 млн 700 тысяч тенге и 371 тысяча 300 долларов США. Согласно приговору суда, эта сумма составила 59 млн 700 тысяч тенге и 358 тысяч 300 долларов США. Каким образом эта сумма стала меньше на 15 тысяч долларов, для меня, допустим, осталось непонятным", - подчеркнула она.

К тому же защита считает незаконной конфискацию движимого и недвижимого имущества своего подзащитного. По их словам, имущество приобреталось задолго до того, как Джуламанов устроился на работу в Пограничную службу.

Более того, у защиты были претензии к переводам с казахского на русский диалогов подсудимого со свидетелями, проходящими по делу, а также к психолого-филологической экспертизе по этому делу.

Обвинительное заключение было выдано как приговор Джуламанова. В этой связи, Ваша честь, я прошу отменить приговор в отношении Джуламанова от 6 марта 2015 года и оправдать Джуламанова. Уголовное дело прекратить. 

"Обвинительное заключение было выдано как приговор Джуламанова. В этой связи, Ваша честь, я прошу отменить приговор в отношении Джуламанова от 6 марта 2015 года и оправдать Джуламанова. Уголовное дело прекратить. Поскольку я считаю, что нет достаточных доказательств, подтверждающих виновность Джуламанова в совершении тех преступлений, в которых он признан виновным судом первых инстанций", - резюмировала она.

Помимо этого, защита пожаловалась на то, не было возможности осуществления персональных прав защиты во время судебного процесса первой инстанции.

"Что ни вопрос - он снимается. Что ни ходатайство – отклоняется, что ни возражение - буквально угрозы о привлечении к ответственности. Разве при таких обстоятельствах можно было профессионально осуществить, выполнить свою работу, работу адвоката, и защищать интересы своего подзащитного?.." - посетовала Айжан Сабирина.

"Считаю приговор законно обоснованным. Прошу оставить без изменений приговор суда первой инстанции", - высказал точку зрения в ходе слушаний адвокат Кайрата Балмагамбетова Сапар Аубакиров.

После перерыва слово взял старший военный прокурор управления Главной военной прокуратуры Турали Бакиров. Он сообщил, что в апелляционной жалобе стороны защиты Джуламанова не имеется доводов, которые могли бы поставить под сомнение доказанность вины осуждённого. Также он считает законным вынесенние в отношении него обвинительного приговора.

"Большая часть аргументов стороны защиты представляет собой поддержание ходатайств, которые были заявлены и рассмотрены в ходе главного судебного разбирательства. Необходимо отметить, что в ходе расследования и судебного рассмотрения данного уголовного дела собрана большая совокупность допустимых и достаточных доказательств. Так, из показаний Телебасова, Махмудова, Симбаева и Балмагамбетова безусловно следует, что Джуламанов, будучи организатором ОПГ, осуществлял общее руководство действий её членов. Вопросы исполнительского характера он возложил на нижестоящих сотрудников, которые, в свою очередь, реализовали все детали на своих уровнях. Телебасов, Махмудов, Симбаев, Балмагамбетов детально и подробно рассказали суду об обстоятельствах создания ОПГ и активных членах, включая себя", - пояснил прокурор.

По его словам, достоверность стабильных и последовательных показаний свидетелей имеет точные взаимные подтверждения показаниями членов ОПГ и материалами уголовного дела.

"Аналогичным образом в суде исследованы взаимоподтверждающие материалы уголовного дела по всем эпизодам преступной деятельности организованной группы. По ряду эпизодов имеются соответствующие видеозаписи передачи и получения денег. Также исследованы в суде законные и обоснованные постановления о документации преступной деятельности лиц, которые были вовлечены в обстоятельства, связанные с совершением преступлений в рамках расследования уголовного дела. Осмотрены и прослушаны материалы сторон", - добавил он.

Каких-либо процессуальных нарушений при расследовании, судебном рассмотрении уголовного дела не допущено. С учётом изложенного, полагаю необходимым оставить без изменений состоявшийся приговор специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам от 6 марта 2015 года по уголовному делу в отношении Джуламанова. 

"Каких-либо процессуальных нарушений при расследовании, судебном рассмотрении уголовного дела не допущено. С учётом изложенного, полагаю необходимым оставить без изменений состоявшийся приговор специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам от 6 марта 2015 года по уголовному делу в отношении Джуламанова. Аппеляционную жалобу оставить без удовлетворения", - сказал прокурор.

Судья Военного суда Кадырхан Сихимбаев, выслушав стороны постановил:

"Коллегия постановила: приговор в отношении Нурлана Джуламанова и Кайрата Балмагамбетова в части квалификации преступной деятельности и назначенного уголовного наказания оставить без изменений".

Вместе с тем, судья изменил приговор в части конфискации имущества и отменил конфискацию квартиры в Астане по улице Орынбор, находившуюся под арестом с 28 октября 2014 года и зарегистрированную на дочь осуждённого. 

"В остальной части остановить без изменений",- добавил судья. Добавим, что полный текст постановления суда будет зачитан 22 мая в 11 часов.

Напомним, экс-директор Пограничной службы Комитета национальной безопасности Казахстана Нурлан Джуламанов был задержан 27 октября 2014 года. Он и Кайрат Балмагамбетов обвинялись в совершении преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 311 ("Получение взятки в особо крупном размере") и ч. 3 ст. 235 ("Создание и руководство организованной группой в целях совершения одного или нескольких преступлений, а равно участие в ней, совершённое лицом с использованием своего служебного положения") Уголовного кодекса.

6 марта 2015 года Джуламанов был признан виновным в совершении данных преступлений. Специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам Астаны назначил Джуламанову 11 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать государственные должности, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Кайрат Балмагамбетов был признан виновным в совершении преступлений по части 2 статьи 235 УК РК, части 4 статьи 366 УК РК и освобождён от уголовной ответственности в связи с раскаянием, в соответствии с требованием статьи 65 УК РК.