Реконструкция защитной дамбы в Астане обойдётся Правительству, ориентировочно, в 7,7 млрд тенге, сообщили в Министерстве сельского хозяйства РК.

Защитная дамба расположена в Акмолинской области на территории Целиноградского и Аршалынского районов, примыкая к восточной границе Астаны от посёлка Куйгенжар до южного берега озера Майбалык.

"Дамба протяженностью 31 км построена для защиты существующей и перспективной застройки города Астаны от затопления водами высокого половодья реки Есиль, для защиты от разрушительного воздействия возможных гидродинамических аварий на Астанинском водохранилище. Дамба является основным компонентом защиты города от паводковых вод и образует регулирующую ёмкость в объёме 450 млн кубометров", – пояснили в ответе на официальный запрос редакции.

Дамба была построена в 2010 году, тогда её строительство обошлось бюджету в 13,6 млрд тенге. Однако сейчас мощи защитного сооружения недостаточно, чтобы справиться с большим объёмом воды, отмечают в ведомстве.

По правилам эксплуатации защитной дамбы вода не может долго находиться в защитном сооружении, поэтому после прохождения основной волны половодья аккумулированные запасы воды должны опорожняться.

"Вода должна сбрасываться полностью в нижний бьеф в течение 18 дней, и защитная дамба должна быть пустой. Сейчас пропускная способность городского русла реки Есиль составляет до 45 кубометров в секунду, что не позволяет в паводковый период сбрасывать повышенные объёмы паводковой воды из защитной дамбы в низовье реки", – объяснили в министерстве.

Как пояснили в МСХ, чтобы не допустить переполнения защитного сооружения при повышенных сбросах паводковых вод из Астанинского водохранилища, прорабатывается вопрос реконструкции дамбы с устройством катастрофического водосброса и отводящего канала.

"Строительство отводящего канала для сброса воды из защитной дамбы Астаны расходом 265 кубометров в секунду позволит перебросить за 20 дней паводка около 450 млн кубических метров воды из бассейна реки Есиль в бассейн реки Нура. При этом сброс воды из защитной дамбы будет идти автоматически при превышении объёма воды свыше 150 млн кубометров", – говорится в ответе.

По проекту реконструкции защитной дамбы предусматривается строительство катастрофического автосбросного сооружения с устройством отводящего канала длиной 16 км, строительство автодорожного моста по Рождественской автотрассе, строительство трёх водоспускных сооружений под каналом и дренажного коллектора вдоль дамбы.

"Сметная стоимость строительства объекта ориентировочно составляет 7,7 млрд тенге. Окончательная стоимость и технико-экономические параметры проекта будут определены по итогам разработки ПСД и прохождения всех необходимых экспертиз. Проект будет разрабатывать производственный кооператив "Институт Казгипроводхоз", который является автором реализованного проекта "Защита города Астаны от затопления паводковыми водами реки Есиль". Начало реализации проекта и ввод его в эксплуатацию зависит от сроков финансирования и возможности республиканского бюджета", – сообщили в министерстве.

В ведомстве подчеркнули, что после проведения реконструкции защитной дамбы будет обеспечена инженерная защита города Астана и населённых пунктов, расположенных ниже по течению реки Есиль, от крупномасштабных паводков.

В КЧС МВД РК сообщили, что за всю историю существования Астаны (с 1998 года) в городе ни разу не объявляли ЧС в связи с подтоплениями.

"В настоящее время в городе Астана угроза крупномасштабных подтоплений отсутствует", – сообщается и в ответе Минсельхоза РК.