Повышение зарплат учителей за успехи сильных учеников снижают эффективность профессии – Всемирный банк
Увеличение зарплаты вряд ли приведёт к повышению успеваемости, пока не будет изменена система ставок и оптимизирована нагрузка, считают эксперты.Рост зарплат учителям может повысить конкурентоспособность профессии учителя, но не следует делать акцент только на этом, чтобы улучшить показатели преподавания в Казахстане, считают эксперты Всемирного банка.
В обзоре банка отмечается, что после череды повышений зарплата учителей приближается к конкурентному на рынке уровню (за исключением дошкольного образования). Но среднее соотношение учащихся и учителей в республике (9,5 учащихся на учителя в общем среднем образовании) низкое по сравнению со средним по ОЭСР (13).
"В 40% небольших школ по всей стране соотношение учащихся и учителей может быть очень низким – 4,4, а в некоторых школах учителей может быть даже больше, чем учащихся. Такое низкое соотношение учащихся и учителей, особенно в сельских школах, учитывая официальную нагрузку учителей, является нерациональным и делает систему неэффективной. Кроме того, система вознаграждения учителей ("ставки") и расчёт зарплаты, поощряющие повышение успеваемости среди сильных учащихся, ещё больше снижают эффективность профессии с точки зрения равномерного для всей страны развития человеческого капитала", – считают эксперты Всемирного банка.
Как говорится в обзоре, система стимулирует уделение большего времени "часам", нежели подготовке качественных материалов для преподавания и индивидуальной работе с учащимися.
"Увеличение зарплаты вряд ли повлияет на эффективность учителей или приведёт к повышению успеваемости, пока не будет изменена система ставок и оптимизирована нагрузка", – заключили во Всемирном банке.