Почему в школьную программу не нужно вводить отдельно домоводство, ОБЖ и финграмоту, объяснил Кошербаев
Заместитель премьер-министра Ермек Кошербаев ответил на предложение сенаторов ввести в образовательную программу дополнительные предметы, такие как основы домоводства, столярного дела, самообороны, правил безопасности, правовой и финансовой грамотности.
Сенаторы отметили, что включение таких предметов в образовательную программу не только поможет детям развить практические умения и самостоятельность, но и сыграет ключевую роль в осознанном профессиональном выборе.
Однако вице-премьер это предложение отклонил.
"Образовательными программами начального, основного среднего и общего среднего образования уже предусмотрено формирование и развитие жизненно необходимых навыков, и их пересмотр не требуется", – говорится в ответе Ермека Кошербаева.
В частности, по словам зампремьера, на развитие навыков домоводства, кулинарии, конструирования, ремонта, в том числе столярного, плотницкого дела, направлено содержание предмета "Художественный труд" в 5-9-х классах общеобразовательной школы.
Компонент "Основы безопасности жизнедеятельности" реализуется через предметы "Познание мира" (1-4-й классы), "Физическая культура" (5-9-й классы), "Начальная военная и технологическая подготовка" (10-11-й классы), а также "Казахский язык", "Естествознание", "Иностранный язык", "Цифровая грамотность", "Информатика", "Физика", "География", "Химия", "Изобразительное искусство", "Художественный труд", "Глобальные компетенции". Содержание учебного курса "Правила дорожного движения" изучается в 1-8-х классах на классных часах и внеурочно, в 10-11-х классах – в рамках предмета "Начальная военная и технологическая подготовка".
"Основы безопасности жизнедеятельности в 1-4-х классах не преподаются как отдельный предмет для снижения учебной нагрузки обучающихся. Данные вопросы включены в содержание учебного предмета "Познание мира" и изучаются на классных часах, проводимых в течение года в каждом классе, на родительских собраниях перед каникулами", – отметил Кошербаев.
Он подчеркнул, что формирование правовой грамотности начинается с начальной школы через предмет "Познание мира", который включает изучение прав и обязанностей гражданина, а также Конституции РК. В девятом классе обязательный предмет "Основы права" знакомит с конституционным, трудовым, семейным и гражданским правом, уделяя особое внимание защите прав человека. В 10-11-х классах изучаются семейное право, правовое регулирование семейных отношений и так далее. Навыки по финансовой грамотности формируются через целый ряд других предметов: "Познание мира", "Глобальные компетенции", "Основы предпринимательства и бизнеса", "География", "Математика" и "Информатика".