По новым дорогам – казахстанские грузы всему миру!
Казахстанские грузы повезла национальная компания «Казахстан темир жолы» по новым железным дорогам Жезказган – Бейнеу и Аркалык –Шубарколь на мировые рынки. Старт первым локомотивам дал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И магистрали, построенные КТЖ в рекордно короткие сроки, были введены в эксплуатацию. И отныне Жезказган и Аркалык не являются железнодорожными тупиками.Казахстанские грузы повезла национальная компания «Казахстан темир жолы» по новым железным дорогам Жезказган – Бейнеу и Аркалык –Шубарколь на мировые рынки. Старт первым локомотивам дал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. И магистрали, построенные КТЖ в рекордно короткие сроки, были введены в эксплуатацию. И отныне Жезказган и Аркалык не являются железнодорожными тупиками.
Прямые включения с отправных точек строительства: ст. Бейнеу в Мангыстауской области, ст. Шалкар в Актюбинской области, ст. Саксаульская в Кызылординской области и непосредственно в г. Жезказган позволили увидеть отправку первых поездов, которые повезли грузы по новым дорогам. Одним из них стал состав с листовой сталью, которую АО «АрселорМиттал Темиртау» отправил по новой дороге через порт Актау в Иран.
Как подчеркнул в интервью нашему корреспонденту вице-президент, член управляющего комитета, генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Виджай Махадеван (VijayMahadevan), «это очень значительное событие не только в истории железных дорог Казахстана, но и нашей компании».
Вести первый состав из Жезказгана – 42 вагона с 3417 тоннами стали – выпала честь машинисту ТЧЭ-15 «Жана-Арка» Абзалу Есмахай.
– Сегодня я поведу первый поезд по новой магистрали. Официально открываем грузовое движение. Для меня это важное событие. Не каждый день наша страна открывает новые дороги. Коллектив доверил мне вести первый состав, и я не подведу. «ТЭ33А» – «Эволюшн» – хороший, удобный и надежный локомотив, он очень облегчил работу машинистам. Я первым его получал в нашем депо и первым по нашему участку на этом локомотиве проехал. Теперь вот с ним поведём первый состав по новой магистрали. Есть чем гордиться! – сказал Абзал.
В его семье все мужчины – машинисты-железнодорожники.
По словам главы КТЖ, запуск новых железных дорог значительно повышает транзитный потенциал трансказахстанских транспортных коридоров, проходящих из Китая в направлении России и далее Европы.
– Сегодня спустя два года новые железные дороги Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь подготовлены к открытию движения поездов, – доложил главе государства президент нацкомпании КТЖ Аскар Мамин. – В рамках строительства отсыпано 46 млн кубометров земляного полотна, проложено 1200 км главных путей, сооружено 46 мостов и путепроводов, смонтировано 570 водопропускных труб, проведено более 4200 километров линий электроснабжения ВЛ-110, 35 и 10 киловольт и другие объекты производственной инфраструктуры. Технические операции перевозочного процесса будут осуществляться на 23 станциях и 33 разъездах, в том числе на 6 модернизированных станциях примыкания: Аркалык, Шубарколь, Жезказган, Саксаульская, Шалкар, Бейнеу. Для эксплуатации новых линий создаётся свыше 3,5 тысячи дополнительных рабочих мест, обеспеченных жильём и другими объектами социальной инфраструктуры.
– Это – великая стройка. Наша компания, которая была генподрядчиком на строительстве 547 километров от Жезказгана до Саксаульской и лидером в составе консорциума по прокладке 214 километров от Аркалыка до Шубарколя, справилась с ответственным заданием. Первоначально было запланировано сдать её в эксплуатацию в 2016 году. Общими героическими усилиями всех строителей мы досрочно осуществили намеченное, – подчеркнул генеральный директор ТОО «Жолжондеуши» Сат Бекмуханбетов. – Принимая во внимание пожелания жителей регионов, мы корректировали прохождение линии и зашли на посёлки Карсакпай, Байконур и другие. Это связано с тем, что будут осуществляться не только грузовые перевозки, но и местное население тоже теперь будет пользовать пассажирским железнодорожным транспортом. Эти ветки имеют выгодное транзитное значение, а также пассажирское сообщение между регионами.
Заслуженные железнодорожники-ветераны отрасли, которые приехали в Жезказган разделить радость успеха компании и страны, считают, что трудно переоценить значение этого события в истории суверенного Казахстана.
Нигматжан Исингарин хорошо знает, что железнодорожная отрасль Казахстана создавалась в течение многих лет, в царское время и затем в советский период как сеть большого государства, в котором не было ни административных границ, ни таможенных барьеров. После развала большой державы ж\д сеть Казахстана да и некоторых других республик оказалась неприспособленной для обслуживания народного хозяйства суверенного государства. Из одной области в другую можно было добраться только через территорию соседнего государства – России, Узбекистана и других республик. Теперь эта задача решена.
При этом он отметил важный парадокс. Самим железнодорожникам появление новой магистрали невыгодно!
– Для железной дороги, доход которой исчисляется в тонно-километрах, сокращение расстояния транспортировки грузов означает уменьшение поступлений денег. Чисто эгоистично, но с точки зрения самих железнодорожников сокращение тонно-километровой работы не совсем выгодно. Но при этом все мы понимаем, что выигрывает экономика и государство, выигрывает предприятие и грузоотправитель. «Шубарколь-комир» теперь может отправлять в Европу свой уголь, потому что дорога для него сократилась почти на 500-600 километров и себестоимость другая.
Важно и то, что эта железная дорога проходит по малонаселённым местам.
– И здесь появятся сначала железнодорожные разъезды и станции, начнут селиться люди и осваивать природные ресурсы. Постепенно вдоль железной дороги возникает жизнь. Без железной дороги эти территории невозможно освоить. Пуск новых железных дорог – большое событие для железнодорожников и для всей экономики страны. Это очень дорогостоящее и материалоёмкое дело – строить железные дороги. И все мы понимаем его важность. Железнодорожники Казахстана работают для экономики всей страны, всех казахстанцев, – подчеркнул Нигматжан Исингарин.
– В XX веке главной железнодорожной стройкой стало строительство Турксиба. Эта стройка прогремела на весь мир. Новую магистраль, на открытии которой мы имеем честь присутствовать сегодня, можно без преувеличения назвать «Турксибом XXI века», – считает ветеран отрасли Аби Саркыншаков. – 1200 км железнодорожной магистрали были построены в беспрецедентные сроки, рекордно короткие не только для нашей страны, но и по мировым стандартам. До суверенного Казахстана такого ещё никто не делал!