Что случилось. В Казахстане близится к завершению работа над новым академическим изданием "История Казахстана с древнейших времён до наших дней" в семи обширных томах, в котором отечественные и зарубежные учёные пересмотрели, дополнили и переосмыслили некоторые исторические аспекты и факты в истории страны.

Контекст. Поводом для реализации этого проекта послужила статья президента Касым-Жомарта Токаева от 5 января 2021 года "Независимость превыше всего". В ней глава государства обратился к научному сообществу с призывом актуализировать и обновить знания о национальной истории и представить объективный исторический очерк.

"Стратегическая задача по подготовке многотомной истории Казахстана, отвечающей современным научным подходам, все годы независимости оставалась нерешённой в полной мере. Новое академическое издание должно представлять цельную и объективную летопись страны без нагромождения противоречивых фактов", – отметил президент.

Значимость этой инициативы была ещё раз подчёркнута на втором заседании национального курултая "Единый Казахстан – Адал азамат", состоявшемся 17 июня этого года в Туркестане. Тогда глава государства ещё раз высказался о стратегической важности подготовки всеобъемлющей многотомной истории Казахстана, соответствующей современным научным парадигмам. В разработке нового академического издания задействовали пять научно-исследовательских институтов и более 300 учёных.

Что изменилось. По словам руководителя центра по разработке нового академического издания "История Казахстана с древнейших времён до наших дней" Алтын Уалтаевой, в начале 1990-х до начала 2000-х годов учёные Института истории и этнологии подготовили и издали пятитомную историю страны, в новом же издании, работа над которым завершится в середине 2024 года, найдёт отражение история нашего государства с современной точки зрения.

К сегодняшнему дню авторами семитомника была создана новая истографическая база. За более 30-летний период независимости учёные собрали и привезли в Казахстан огромное количество материалов из архивов всего мира, в рамках государственных программ "Мадени мура", "Архив-2025", в том числе из стран Западной Европы, включая Нидерланды, Швецию, Великобританию, а также стран Азии, в том числе китайские, персидские источники. Наши археологи сделали за это время много открытий, говорящих об особенностях древней истории и культуры казахов. Материалы нового академического издания продемонстрирует мировому сообществу то, что у нас всегда была своя многовековая история, подтверждённая архивными документами и научными материалы. Многие источники впервые вводятся в научный оборот и включены в новое академическое издание.

К примеру, директор Республиканского информационного центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения имени Сулейменова и руководитель IV тома "Казахское ханство (XV–начало XVIII вв.)" Меруерт Абусеитова привезла редчайшие карты, иллюстрации из архивов Швеции, британской библиотеки, на которых изображена территория Казахских степей.

По словам учёных, иностранные историки-путешественники в своё время нанесли на эти карты территорию нынешнего Казахстана. Эти артефакты – очередное доказательство для сомневающихся в том, что наш народ существует издревле.

Стоит отметить, что ключевой особенностью готовящегося семитомника стал отказ от излишне наукообразного изложения материала. Президент поставил перед учёными задачу соблюсти стиль повествования таким образом, чтобы он был понятен широкому кругу читателей независимо от возраста и образования. Кроме того, на основе новых материалов позже будут написаны учебники и учебные пособия для вузов и школ страны.

Исторические мифы и другие неточности. По словам учёных, первые годы независимости в стране появилось множество историков-любителей, которые составляли исторические повествования, опираясь преимущественно на личные воспоминания, семейные предания или обнаруженную переписку. При этом они создавали легенды вокруг тех или иных личностей, то возвышая, то принижая историческую значимость определённых событий. В связи с этим она подчеркнула необходимость искоренить мифы и объективно изложить историю страны.

"Также, к примеру, в V томе, периоде колонизации царской властью территории Казахстана. Мы привыкли говорить о колонизации – о присоединении Казахстана к царской России – как о добровольном акте. В этот период перед властями ставилась задача сгладить возможные конфликты. Тогда у руководства была такая политическая линия. Сегодня мы вынуждены переосмыслить эту политику через призму казахстанского общества, учитывая те негативные последствия, которые эта инкорпорация наложила на нас", – отметили историки.

В период присоединения к царский России наблюдались такие явления, как: потеря казахами существенной части исконной земли, ликвидация царизмом традиционного государственного устройства, территориального деления, а также институтов ханов, султанов. В то же время, уже позднее, в советский период произошли и заметные позитивные изменения, например, наблюдался значительный рост в сельскохозяйственной сфере, промышленности, науке, образовании, сказали историки.

"Также в томах ярко и наглядно представлены этапы укрепления межэтнических связей, казахский народ и другие проживающие на территории Казахстана этносы продемонстрировали человеколюбие и другие свои лучшие качества в периоды раскулачивания, насильственного переселения народов, репрессий, тягот военного времени", – пояснила на конференции.

Как отметил заместитель гендиректора по науке Института археологии имени Маргулана Талгат Мамиров, историческая представленность Казахстана в эпоху мезолита тоже была ограниченной. Однако за последние 30 лет в стране произошёл существенный сдвиг, когда новые значительные археологические находки значительно обогатили наши представления об этом периоде. Причём эта тенденция не ограничивается только мезолитом, она распространяется и на другие исторические эпохи.

"В новых материалах мезолит представлен хорошо. Палеолит и неолит также показаны с новой стороны. Кроме того, раздел каменного века будет иллюстрирован картами, на которые будут нанесены опорные стоянки по периодам и культурные группы. Все эти материалы будут подкрепляться междисциплинарными исследованиями", – пояснил Талгат Мамиров.

Новые открытия. Учёные на конференции, посвящённой разработке семитомника, отметили принципиально важное изменение в истории Казахстана, которого не было в предыдущих изданиях образовательных материалов.

"Раньше освещался преимущественно голод 1921–1922, 1932–1933 годов. Сегодня наши учёные нашли материалы и выявили значительное количество фактов, свидетельствующих о том, что голод начался раньше, в 1917 году. Очевидно, что эта голодная волна также возникла в результате ущемления экономических и политических прав казахов и других народов. Эта политика тоталитарного режима способствовала окончательной деградации системы казахского общества", – заявили на конференции учёные.

Эксперты отметили, что по материалам всероссийской переписи 1897 года, существовало распространённое заблуждение относительно уровня образования казахов. В прежних представлениях часто утверждалось, что в тот период только 1-3% казахов были образованными. Однако авторы академического издания опровергли это представление, подчеркнув, что царское правительство оценивало в первую очередь владение казахами русского языка и русской письменностью. Они подчеркнули, что современные учёные исследовали исторические документы и выяснили степень владения казахами арабской письменностью: они читали Коран и писали арабской вязью. Такая переоценка позволит историкам повысить уровень образованности казахов.

"Наши историки уже внесли все эти новаторские результаты в семитомник", – отметили учёные.

Разные исторические события, в том числе подавленные восстания, которые замалчивались, историки переосмыслили с новой точки зрения. Соответственно, это переосмысление пролило свет на многие неизведанные аспекты истории Казахстана древнего царского и советского периодов.

"Изучение тюркских государств подвергли глубокой переоценке. Ранее в исторических источниках говорилось о шести-семи государствах, занимавших территорию Казахстана. Однако современная наука расширила эту перспективу, представляя до 14 государств, некогда существовавших в этом регионе. Каждое из этих государств подвергли тщательному изучению с целью осмысления их индивидуальной структуры, обстоятельств возникновения и распада. Поскольку мы ведём свою родословную от тюркских народов, эти государства представляют собой непрерывную и жизненно важную связь, протянувшуюся от тюркских каганатов до образования Казахского ханства", – отметили на конференции.

Взгляд через призму жизни людей. 1990-е годы, когда Казахстан только обрёл независимость, характеризовались глубоким и тяжёлым кризисом. В этот период страна переживала серьёзные экономические проблемы, включая низкую заработную плату и повсеместный дефицит товаров первой необходимости. Система образования и промышленное производство практически отсутствовали, что привело к значительной эмиграции населения, оставившего свои дома и города.

"Однако нельзя не признать, что Казахстан успешно пережил это неспокойное время. Его жители адаптировались к новому образу жизни, научились процветать в условиях рыночной экономики и обретённой свободы. В этот период также сформировалась политическая идентичность, отличающая Казахстан от его советского прошлого. Наша задача состояла в том, чтобы дать представление о внутренней жизни и переживаниях людей в этот период трансформации. Но такой подход не ограничивается эпохой независимости и пронизывает каждый том нового академического издания, подчёркивая стремление отразить объективную историю Казахстана", – отметили авторы труда.

Почему это важно знать. Реализация этого проекта позволит представителям как отечественных, так и зарубежных научных, общественных и политических кругов получить ясное и полное представление о прошлом Казахстана. Необходимость в обновлении национальной истории возникла не только в связи с накоплением нового материала и артефактов, но и с искажением взгляда на некоторые события в прошлом. Точное, аргументированное и доступное изложение истории позволяет нынешнему и будущим поколениям учиться на успехах и ошибках прошлого, способствуя развитию чувства преемственности и идентичности.