То, о чём ещё вчера шептались только бабушки на лавочках, сегодня нашло своё официальное подтверждение: через пару лет город Аксу станет частью Павлодара.

ПАВЛОДАРСКО-АКСУСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ

Разговоры о том, что Аксу войдёт в состав областного центра, пошли ещё в январе прошлого года, когда стало известно о строительстве в рамках подготовки к EXPO-2017 автобана Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск. Составной частью этой автомагистрали должно было стать возведение нового моста через Иртыш, напрямую связывающего Павлодар и Аксу.

Все разговоры о возможном административном объединении двух городов до поры до времени официально никто не подтверждал. Ясность наступила только в январе этого года, когда на собрании актива Павлодарской области по обсуждению Послания президента глава региона Канат Бозумбаев, не вдаваясь, правда, в детали, сообщил наконец о планах по созданию единой павлодарско-аксуской агломерации.

– В нашем регионе по поручению главы государства уже ведётся строительство автострады Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск, – сказал Канат Бозумбаев. – Это позволит нам в более полной мере реализовать свой транзитный потенциал. В рамках этого проекта также возводится мостовой переход через реку Иртыш, который значительно сократит дорогу между Павлодаром и Аксу. Реализация этого проекта открывает перспективы создания в нашей области своей единой павлодарско-аксуской агломерации.

К возведению новой переправы через Иртыш приступили осенью 2013 года (на фото). Сегодня с правого и левого берега реки навстречу друг другу строители протягивают не один, а сразу 4 моста. Один перекинется через старый Иртыш, второй – через озеро Щучье, третий – через реку Усолка и четвёртый, основной, протяжённостью около полукилометра – непосредственно через главное русло Иртыша. Именно поэтому новая транспортная развязка общей протяжённостью 12 км на языке специалистов получила название мостового перехода, а не просто моста. Между собой эти 4 моста будут соединены автодорогой.

Стоимость проекта составляет около 54 млрд тенге. Сдать мостовой переход в эксплуатацию планируется уже в конце 2015 года.

– Если сегодня на дорогу из Павлодара в Аксу в объезд уходит примерно 45–50 минут, то с вводом нового моста доехать можно будет за 15–20 минут, – рассказал главный специалист по контролю качества ТОО «Казахдорстрой» Руслан Имамбаев.

КВАРТИРНЫЙ АЖИОТАЖ

Ещё недавно у жителей областного центра, не имеющих средств на покупку жилья в самом Павлодаре, оставался только один вариант – приобретение частного дома в одном из пяти пригородных сёл. Стоимость такой недвижимости начиналась от 15 000 долларов. Однако с сокращением расстояния между Павлодаром и Аксу предпочтительным вариантом становится приобретение благоустроенного жилья в моногороде. К примеру, в конце 2012 – начале 2013 годов стоимость 1-комнатной квартиры в Аксу составляла в среднем 12–15 тыс. долларов (в Павлодаре – 25 000), 2-комнатной – 20–25 тыс. (в областном центре – 35–40 тыс.), 3-комнатной – 30–35 тыс. долларов (в Павлодаре – 45–50 тыс.).

Такой ценовой разброс не остался незамеченным. Даже не дожидаясь начала строительства моста, жители областного центра начали скупать недвижимость в Аксу. Кто-то для улучшения своих жилищных условий, кто-то в надежде купить подешевле, продать подороже.

В результате спроса поползли вверх и цены. Сейчас за 1-комнатную квартиру в Аксу просят уже 20 000 долларов, за 2-комнатную – 30 000, за 3-комнатную 35–40 тыс. долларов. Несмотря на это, недвижимость в моногороде продолжает оставаться достаточно привлекательной. Нужно также помнить, что, если не торопиться и согласиться на отсутствие в квартире ремонта или пластиковых окон, то вполне реально и сегодня ещё найти варианты подешевле.

Впрочем, такая ситуация может вскоре и измениться. Просто потому, что на аксуском рынке недвижимости иссякнут предложения. В отличие от областного центра в Аксу в последние годы практически не велось строительство нового жилья. Ключи от новых квартир за два прошедших десятилетия здесь вручали только дважды: в конце нулевых и в 2011 году. Но и это жильё возводилось градообразующими предприятиями: ферросплавным заводом и аксуской электростанцией, и распределялось только среди своих работников.

Правда, в 2013 году до Аксу наконец добралась программа «Доступное жильё-2020». По информации руководителя областного управления строительства Бауржана Есмуханова, уже этой осенью две пятиэтажки на 60 квартир каждая должны быть сданы в эксплуатацию. Однако продолжится ли после этого жилищное строительство в Аксу, чиновник ответить не смог.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Возведение нового жилья – далеко не самая насущная проблема моногорода. Нонсенс, но в Аксу уже почти два десятка лет нет собственного источника теплоснабжения. После того как в 90-е годы прошлого века городскую котельную разобрали на стройматериалы, Аксу получает тепло от завода ферросплавов. Однако оборудование на заводской котельной на сегодня изношено более чем на 70 процентов, и нагрузка на него из года в год только возрастает. По словам акима Аксу Булата Бакауова, в 2012 году в город приезжала комиссия из Астаны, которая признала необходимость строительства новой городской котельной. От местного акимата требовалось лишь выделить средства на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации будущего строительства.

На ТЭО 40 млн тенге в бюджете города наскребли. А вот выделение 250 млн тенге на разработку ПСД для Аксу оказалось непосильной ношей. Возможно, эти средства удастся получить по программе развития моногородов из Республиканского бюджета. Сейчас горакимат готовит соответствующую заявку. Строительство новой котельной оценивается примерно в 12–14 млрд тенге.

Кстати, в 2012–2013 годах Аксу по госпрограмме развития моногородов получил около 2,5 млрд тенге. Часть денег пошла на благоустройство города, но большая – на ремонт коммуникаций, изношенность которых доходила до 90%. В результате были отремонтированы все магистральные теплосети, построена новая насосная станция. Но выделенных средств оказалось недостаточно, нужны ещё средства на реконструкцию водопровода и фекальной станции.

Не всё просто и с диверсификацией экономики моногорода: завод ферросплавов и электростанция, как говорят в городском акимате, работают хоть и стабильно, но в увеличении штатной численности своего персонала не нуждаются. Поэтому городу как воздух нужны новые предприятия.

В прошлом году Булат Бакауов сообщил о начале реализации трёх «якорных» проектов, которые могли бы дать городу до 1500 новых рабочих мест. Но пару месяцев назад стало известно, что самый амбициозный проект – строительство электрометаллургического завода по производству металлоконструкций с созданием 1200 рабочих мест – «заморожен» инвестором.

– При разработке первоначального проекта строительства завода произошли изменения по рынку сбыта готовой продукции, которую предполагалось реализовывать в Иран, – сообщил Бакауов. – В связи с событиями на Ближнем Востоке и отсутствием других рынков сбыта инвестор принял решение об отсрочке строительства ТОО «Аксуский электрометаллургический завод».

Сколько продлится эта отсрочка, неизвестно. Поэтому пока в гор-акимате сосредоточились на реализации двух оставшихся «якорных» проектов: строительстве цеха по производству стальных прямошовных труб и восстановлении птицефабрики в селе Кызылжар мощностью до 8000 тонн мяса бройлеров в год. Однако их запуск позволит создать всего 270 новых рабочих мест. К тому же вряд ли жители Аксу изъявят желание работать на птицефабрике. Даже сегодня горожанам будет ближе ездить в Павлодар, чем в это село.

Кстати, при объединении двух городов придётся решать что-то и с сельской зоной Аксу, где сегодня проживают свыше 22 000 человек. Вряд ли акимат Павлодара захочет брать на себя такую обузу.