Отечественный бизнес всё активнее и целеустремлённее меняет ориентацию от пресловутой формулы «купи-продай» к созданию реального производства необходимых населению товаров.

В этих заметках речь пойдёт о двух таких проектах, запущенных в Алматинской области в нынешнем году. Продукция одного из них полностью ориентирована на самого маленького потребителя страны – детвору младенческого возраста.

ЯПОНСКОЕ КАЧЕСТВО С КАЗАХСТАНСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ!

Учреждённое в середине 2013 года совместное казахстанско-японское предприятие ТОО «Sachiko-Olzha Products» уже в декабре нынешнего года намерено выпустить первую партию весьма специфического товара – одноразовых детских подгузников.

Рассказывает главный экономист СП «Сачико-Олжа Продактс» Жанара Касымова:

– По подсчётам специалистов, за первые два-три года жизни ребёнку приходится менять подгузники по меньшей мере 4 тысячи раз. Так что те, кто придумал одноразовые подгузники, совершили настоящую революцию в области детской гигиены.

Казахстан переживает в последние 10 лет настоящий демографический взрыв после резкого снижения воспроизводства населения в первые постсоветские годы. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) повысился с 2,22 рождений на одну женщину в 2005 году до 2,6 в 2009 году и постепенно приближается к уровню конца 90-х годов прошлого столетия года – 2,73.

Вполне естественно, что рост рождаемости, а также увеличение доходов населения привели к стремительному росту спроса на всю продукцию передовой детской индустрии. Причём такой товар, как разовые подгузники, переживает в стране настоящий бум. Ведь подгузники относятся к разряду незаменимых детских товаров, спрос на которые всегда исключительно высок. Однако собственного производства этой всегда дефицитной продукции в стране до сих пор не было.

Неудивительно поэтому, что Казахстан только в 2012 году импортировал детских пелёнок, текстильных подгузников и памперсов более чем на $100 млн. Среди основных поставщиков этой продукции Польша и Россия – $54,4 млн и $38,8 млн, соответственно. На третьем месте, согласно статданным, Турция – около $2,4 млн.

– В общем, выходит так, что рынок буквально подталкивал предприимчивых предпринимателей поскорее занять эту нишу?

– Да, и таковые нашлись: в Японии и Казахстане. В итоге в середине прошлого года было учреждено Совместное казахстанско-японское предприятие ТОО «Sachiko-Olzha Products».

– Какова доля участия партнёров в проекте?

– Казахстанской стороне отведено 60%, японской – 40%, причём для реализации проекта с японской стороны в качестве партнёра была выбрана компания «ZUIKO», которая на сегодняшний день является основным и бесспорным лидером-поставщиком оборудований по производству детских и взрослых подгузников с 80-процентной долей рынка в Японии. Инновационное и ультрасовременное оборудование этой компании гарантирует обеспечение всемирно известного качества японских одноразовых подгузников и их креативного дизайна.

– Как известно, всякое новое дело для успешного старта нуждается, в первую очередь, в деньгах…

– Финансирование проекта осуществляется из двух источников: 38% – это собственные средства ТОО «Sachiko-Olzha Products». Остальные 62% – заёмные средства, полученные под 14% годовых через АО «Темирбанк» под эгидой Фонда «Даму».

Дело в том, что данный проект относится к числу приоритетных секторов экономики, в связи с чем компания ТОО «Sachiko-Olzha Products» и получила субсидирование процентной ставки по программе «Дорожная карта бизнеса-2020» со стороны Фонда «Даму». То есть фонд взял на себя выплату 7% ставки вознаграждения банка из 14, предусмотренных договором.

Проект ТОО «Sachiko-Olzha Products» будет первым в Казахстане современным производством одноразовых детских подгузников классических, супермягких и супертонких, всех основных размеров S, M, L, XL.

Объём производства составит  более 100 млн штук в год. С выходом на проектную мощность в 2015 году вся работа будет осуществляться силами 50 штатных работников.

– Тут возникает вопрос. Как вы упоминали, оборудование предприятия является суперсовременным и высокопроизводительным. Для его обслуживания и кадры, наверное, нужны соответствующие?

– Безусловно. К настоящему моменту группа молодых казахстанских специалистов уже успешно завершила процесс обучения на японских заводах в качестве операторов производственной линии по изготовлению подгузников.

– Такими кадрами и руководить должны профессионалы высочайшего уровня?

– Директор ТОО «Sachiko-Olzha Products» Арман Бейсеков полностью соответствует всем эти критериям.

– И когда же казахстанским мамам ждать появления на рынке первых отечественных подгузников?

– В октябре мы получили японское оборудование по производству подгузников от поставщика «V-Engineering Co., Ltd.» (г. Киото, Япония) и заканчиваем монтаж на заводских площадях. Пуск завода планируется на 16 декабря этого года.

МИССИС БАЗАРБЕКОВА ИЗ ПОСЁЛКА БАЛПЫК БИ

Бикен Базарбековой по всем канонам давно, как говорится, пора на заслуженный отдых. В 63 года у неё за плечами 45-летний трудовой стаж, причём не конторской деятельности в каком-нибудь уютном городском офисе, а нелёгкой сельской работы. К тому же героиня этих заметок ухитрилась без отрыва от производства ещё и вырастить да выучить четверых сыновей, старшему из которых, Баглану, нынче уже 42 года. Вместе с внучатами семейная бригада ИП Базарбековой составляет 13 человек.

В советские времена Бикен после окончания экономического факультета сельхозинститута много лет проработала на руководящих должностях в откормсовхозе Коксусского района Алматинской области. А на селе известно какой стиль руководства: не за письменным столом бумаги перебирать, а мотаться без передыху по полям, машинно-тракторным станциям, откормочным комплексам. Старенький «УАЗик» главного экономиста Базарбековой в любую погоду можно было встретить на самых удалённых участках хозяйства.

Разве могла в то время Бикен даже предположить, что в будущем её ждёт деловое турне по четырём штатам США, специализирующимся на выращивании кормовых культур.

Правда, до этого был упорный до седьмого пота труд неутомимой сельской дамы на 20 гектарах крестьянского хозяйства «Бахытжан», названного так в честь младшего сыночка. Когда распался Союз, Бикен не стала причитать, сидя на завалинке перед домом, по поводу развала некогда весьма крепкого родного совхоза, как некоторые её подруги. И не отправилась с огромными сумками в шоп-туры за заграничным барахлом, чем стали зарабатывать на жизнь другие её ровесницы.

Бикен Базарбаева взяла в аренду на всю свою большую семью 20 гектаров поливной земли и принялась выращивать сахарную свёклу, сою и другие кормовые культуры. Вот тогда-то и выиграла Бикен грант международной организации ЮСАИД на 44 000 долларов да ещё с 45-дневной поездкой по фермам четырёх штатов Америки, где возделывают те же культуры. Полуторамесячная учёба за океаном, по мнению Бикен, дала ей больше теоретических и практических знаний, чем пять институтских лет да долгие годы работы в совхозе.

После возвращения из Штатов Бикен Базарбекова внедрила в своём хозяйстве новейшие агротехнологии, привезённые из-за рубежа, и оснастила его современной техникой.

Между тем, предприимчивая «миссис», как стали в шутку называть Бикен после поездки в Америку односельчанки, продолжала расширять свою предпринимательскую деятельность: открыла в селе СТО, во главе которого поставила старшего сына, да небольшой магазин.

Но всё же ей как будто чего-то не хватало. Какого-нибудь такого дела, которое бы помогло раскрыться неким художественным наклонностям, с юных лет дремавшим в Бикен. Ведь ещё до того как поступить в сельхозинститут, тогда ещё совсем юной девушкой, она пыталась шить из кусочков овчины всякие мелкие предметы национальной одежды. И хоть потом забросила это дело, но до сих пор хорошо помнила, как бойко расходились эти кожаные и меховые «пустячки».

Поэтому Бикен взяла кредит в 1,5 миллиона под 14% годовых с гарантией Фонда «Даму» в качестве части залогового обеспечения. Причём фонд также взял на себя и субсидирование половины суммы банковского вознаграждения за выдачу займа.

На эти деньги Бикен Базарбекова построила производственное помещение 8х8 метров, закупила соответствующее оборудование и открыла цех по пошиву одежды из кожи и меха и атрибутов к ней. Всё это с национальным колоритом, осовремененным под новейшие веяния моды.

На работу в качестве швейных мастеров Бикен набрала исключительно сельчан с ограниченными физическими возможностями.

– Какие там ограниченные возможности, – смеётся Бикен, – у меня самой здоровье – никуда: сахарный диабет, высокое давление. Но в нашем тонком кожевенном и швейно-меховом деле физическая сила ни к чему, надо, чтоб мозги хорошо работали. А в этом смысле у моих работников всё в порядке. Одна беда: маловато их пока для того, чтобы цех вышел на проектную мощность. А найти готовых специалистов такого тонкого и высокохудожественного дела очень трудно. Надо молодёжь этому обучать. Но мои мастера не хотят передавать свой опыт молодняку: конкуренции, что ли, боятся? Сколько ни набирала я учеников, ничего из этого пока не выходит.

Так что придётся, похоже, опять обращаться за помощью в Фонд «Даму». Ведь ему вполне по плечу просубсидировать кредит на открытие курсов по обучению молодёжи прикладным национальным ремёслам. А будут специалисты, так этот бизнес станет развиваться гораздо быстрей и эффективней.

Вот так и живёт миссис Базарбекова из Коксусского района: не поддаваясь болезням и трудностям, вся устремлённая вперёд и всегда готовая затеять новое перспективное дело.

Call-центр фонда «Даму» – 1408 (звонок бесплатный)

info@fund.kz | www.damu.kz | www.business.gov.kz