Оборона без оружия
Начальник Генерального штаба ВС генерал-полковник Сакен Жасузаков в минувший четверг в Алматы открыл первый республиканский центр военно-патриотического воспитания молодёжи и всем присутствующим громогласно пообещал, что дети в нём будут заниматься совершенно бесплатно. А когда директору ВТШ он вручал боевое знамя, то пожелал всем воспитанникам быть такими же зоркими соколятами, как его 8-летний внук Аблайхан, выбивающий в стрелковом тире МО РК 24 «десятки» из 25 возможных...Начальник Генерального штаба ВС генерал-полковник Сакен Жасузаков в минувший четверг в Алматы открыл первый республиканский центр военно-патриотического воспитания молодёжи и всем присутствующим громогласно пообещал, что дети в нём будут заниматься совершенно бесплатно. А когда директору ВТШ он вручал боевое знамя, то пожелал всем воспитанникам быть такими же зоркими соколятами, как его 8-летний внук Аблайхан, выбивающий в стрелковом тире МО РК 24 «десятки» из 25 возможных...
– Подготовку по обучению военного резерва по специальности «стрелок» мы начали в марте прошлого года. С того времени обучение прошли более 450 воспитанников, – докладывает начальнику Генштаба директор ВТШ полковник запаса Мирас Жильгильдин. – Кроме того, школа продолжает готовить военно-технических специалистов для Вооружённых сил: водителей категории «В», «С» и радиотелеграфистов. С 1991 года подготовлено около 15 тысяч водителей и больше тысячи операторов РЛС...
У школы богатая история. До Великой Отечественной войны здесь располагался Алматинский автомотоклуб, после войны в мае 1946 года был образован радиоклуб, в 1963 году – морской клуб. В целом всё это когда-то называлось просто – ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
– Военно-технической школой мы стали называться с 1997 года, – продолжает Мирас Жильгильдин. – А сейчас к этому названию добавилось очень важное, на мой взгляд, словосочетание – Центр военно-патриотического воспитания молодёжи! Это даже не два в одном, это теперь, как минимум, сто в одном.
Генеральный директор ВТШ республиканского значения генерал-майор Владимир Шацков показал начальнику Генштаба учебные классы, столовую и спортзал. На ринге в это время шла тренировка боксёров, а на татами дети отрабатывали приёмы рукопашного боя. Когда Сакен Жасузаков подошёл к спортсменам, каждый из них готов был выпрыгнуть из кимоно, чтобы продемонстрировать генерал-полковнику всю удаль и силу.
– Молодцы, нападаете и защищаетесь великолепно, – обращается генерал к воспитанникам. – Наверное, в будущем военными хотите стать? Десантниками или танкистами.
– Нет. Я хочу быть архитектором, – отвечает один юный рукопашник.
– А я кондитером, – краснеет другой.
– Тоже, в общем-то, не плохо, и тот и другой всё равно Отечество призваны защищать,– улыбается генерал, вероятно, не ожидая именно такого поворота. – А почему военными-то стать не мечтаете?! Для нас сейчас все условия созданы, зарплата неплохая и жильём военнослужащие обеспечиваются. В войсках опробируется совершенно новая система боевой подготовки. Уровень мировой. И распорядок дня мы собираемся постепенно менять по примеру США. Чтобы у военнослужащего, к примеру, было больше свободного времени в рабочие дни, чтобы каждый мог решить какие-то семейные проблемы, в банк сходить, в медицинский центр. То есть государство проявит о военнослужащем определённую заботу, а взамен потребует совсем немного – служить добросовестно и быть патриотом своей страны.
Начальника Генштаба взяли в плотное кольцо. Как это график пересмотрят? Неужто офицеры теперь домой не после отбоя приходить станут, как обычно бывает, а к 18-ти или 19-ти, как гражданские специалисты?
– Я вам золотые горы не обещаю, – продолжает генерал-полковник, обращаясь к курсантам. – Говорю как есть. Вы сами поучитесь и посмотрите на армию изнутри. А вдруг понравится и вы захотите подписать контракт? Нам образованные люди нужны, интеллектуально развитые, здоровые и сильные. Именно такие, как вы.
После этих слов все присутствующие были готовы генерал-полковника Жасузакова расцеловать как отца родного. Такую красивую картину он нарисовал в ВТШ за какие-то полчаса диалога с молодёжью.
– Напоследок хотел бы ещё об одном вам сказать. Вам всем надо в школы к своим детям ходить почаще и выступать перед ними, пусть гордятся своими отцами и знают, в какой армии они служат и как там идут дела.
– А если детей своих ещё нет?
– Придёте в армию служить по контракту, и дети сразу появятся. Там, где стабильность и уверенность в завтрашнем дне, там и дела семейные налаживаются. Мы сейчас жён приглашаем посещать воинские части, где их мужья служат. Командир кого-то хвалит, кого-то ругает. Жёны свои выводы делают. Кому из мужей и сто грамм готовы в выходной налить за успехи и обнять крепко за премию, приласкать, а кого и скалкой огреть за плохие вести, выговор и неуспеваемость в боевой подготовке. Жёны стали очень хорошими помощниками в воспитании некоторых нерадивых командиров и начальников...
За полтора часа генерал-полковник Жасузаков успел о многом рассказать воспитанникам ВТШ и преподавательскому составу. И о планшетах, которые можно будет в армии использовать после кодирования, и о новых боевых машинах, которые призваны «поддерживать танки» и которые напичканы суперсовременной электроникой. О том, что в этом году наконец-то будет открыт детский спортивно-оздоровительный лагерь для детей военнослужащих на побережье Капчагая на базе заброшенного санатория «Золотые пески». Что стало со старым «Орлёнком» и кому досталась земля в районе Кок-Тюбе, генерал уточнять не стал. А кому это сейчас интересно? Столько времени прошло после того скандального банкротства.
Другие земли, полигоны и автодромы, некогда принадлежащие ВТШ, тоже отданы в чьи-то частные руки. Почему? Кто вернёт их обратно? Готовы ли на этот шаг пойти в акимате Алматы? Кстати, в тот же «чистый патриотичный четверг» заместитель акима Юрий Ильин подписал с МО РК меморандум о сотрудничестве и всесторонней поддержке центра военно-патриотического воспитания молодёжи. Значит, дело с мёртвой точки наконец-то сдвинулось и у детей появилась новая возможность не слоняться по улице, не хулиганить, а записаться в военно-патриотический центр и заняться делом.