На круглом столе, посвящённом вопросам торговли в Алматы, владельцы крупных торговых сетей подняли вопрос неравного противостояния с продавцами на рынках.

"Мы находимся в неравном положении с открытыми рынками, потому что мы тупо платим абсолютно все налоги, – заявил генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер. – К сожалению, до сих пор нет контроля за денежными потоками на рынках, продавцы там не платят все налоги. Как бы это ни было болезненно, это тенденция времени, и нужно заставлять людей платить налоги. Устанавливать кассовые терминалы, POS-терминалы, возможно, какие-то льготы предоставлять, чтобы люди переходили "в белую".

Он добавил, что, несмотря на неравное положение, Magnum снижает издержки и по многим социально значимым товарам делает практически нулевую наценку. Это делается для того, чтобы привлечь покупателя в магазин, где он купит не только социально значимые, но и другие товары.

"Мы строим свои магазины, исходя из принципа наименьшей канибализации своих же магазинов. Понятно, что мы не будем ставить один "Магнум" от другого на расстоянии 10-20 метров", – сказал Александр Гарбер.

"Carrefour вы канибализировали, но не себя", – отметили участники круглого стола.

"Против Carrefour была методичная спецоперация, которая увенчалась успехом, – пошутил в ответ директор Magnum Cash&Carry. – Это рынок, тут выживает сильнейший. Так получилось".

Генеральный директор Зелёного базара Эрлан Калиев не согласен с тем, что торговля на рынках является неорганизованной.

"Всё у нас организованно. Мы платим 100% налогов. Единственное, тут есть недоработка налоговых органов, которые работают с самими предпринимателями. Мы активно сотрудничаем с УГД по Медеускому району, для них даже выделены помещения. Мы по налогам передовиками считаемся", – заявил он.

Калиев пояснил, что Зелёный базар платит налог с аренды, а вот доходы с продаж предпринимателей, действительно, зачастую остаются в тени. Руководство базара старается доносить нормы законодательства до торговцев.

В нон-фуд секторе у владельцев крупных магазинов свои претензии к уличным торговцам. Глава компании "Абди" Абдибек Бимендиев отметил, что на рынках не только трудно контролировать денежные потоки, но и само качество товара.

"Наш самый большой конкурент – барахолка, а также открывающиеся в конце лета всевозможные школьные ярмарки. Они платят 3%, мы – от 12% и больше. Ярмарка должна проводиться для продуктов питания, но детские товары… Это в первую очередь безопасность. Регулярно появляются сообщения, что где-то купили химически вредные карандаши, ручки и прочие канцтовары", – сказал Абдибек Бимендиев.

Интернет-торговля в Казахстане растёт вдвое каждый год, но ещё далека от того, чтобы задушить продажи в магазинах ТРЦ. В целом онлайн-продажи составляют не более 2% от общего числа. Покупатели изучают ассортимент, прицениваются, но покупать товар идут в магазины.

Серьёзное давление испытывают скорее мелкие магазины и бутики.

"Когда открывается крупный ТРЦ в радиусе 500 метров, от него вынуждены закрываться 20-30 центров розничной торговли. Происходит простая канибализация", – сказал заместитель акима Алмас Мадиев..

Руководитель городского отдела торговли Ерлан Омаров сообщил, что после реконструкции улиц Панфилова и Жибек жолы прибыль небольших бутиков в этом районе буквально за полгода выросла на 40%.

Замакима Алмас Мадиев рассказал, что заключительным этапом модернизации торговых площадей станет вывод рынков за территорию города и на приграничные территории присоединённых районов.

"Центр города сильно перегружен, при том что у нас всего два млн жителей. Ключевой фактор – транспортная составляющая. Мы заинтересованы, чтобы торговля велась в цивилизованном формате", – пояснил он.

В департаменте статистики Алматы отметили, что уже три года покупатели планомерно переходят из рынков в торговые дома. При примерно одинаковых площадях и количестве продавцов доходы в госбюджет от объектов цивилизованной торговли несоизмеримо выше.

В Алматы функционируют 128 торговых центров, 29 торговых сетей, 900 интернет-магазинов.