О чем РЭЧ?
Фактами хищения бюджетных средств уже трудно кого-нибудь удивить. Случаи мошенничества и откровенного воровства известны буквально во всех сферах. Присваивают все, что лежит плохо и даже не очень. Причем обычно, чем крупнее пропавшая сумма, тем серьезнее должность, причастная к ее пропаже. В Восточном Казахстане, напротив, без ведома руководства, причем всего за год…Эту довольно-таки серьезную сумму в свой карман положили главный бухгалтер, экономист и мастер участка Усть-Каменогорской районной эксплутационной части (РЭЧ) Министерства обороны РК.
Схема, по которой работала тройка мошенников, проста и, как показала практика, эффективна. Главный бухгалтер УК РЭЧ Зоя Рахимбетова и мастер участка Умарбеков, договорившись с экономистом этой же части Татьяной Ивановой, решили «поднавариться». Зная о том, что у РЭЧ одновременно имеется дебиторская задолженность по оплате за электроэнергию перед Семипалатинским филиалом «ВК РЭК» и излишнее финансирование, они брали обязательства о погашении задолженностей других предприятий и компаний перед «ВК РЭК». Выступая своего рода посредником, они перечисляли деньги за счет задолжавших компаний, которые потом эти суммы им возвращали. Такую «добрую услугу» РЭЧ в лице ее служащих оказывала многим предприятиям, причем по несколько раз. Например, ОАО «Семипалатинский мукомольно-комбикормовый комбинат» на сумму 2,5 и 2 миллиона тенге, ОАО «Семей Кус» – на сумму три миллиона тенге, 878 и 859 тысяч тенге, а также многим другим.
Суть в том, что, во-первых, деньги возвращались наличными прямо на руки мошенникам, а, во-вторых, документы откровенно подделывались. Деньги получались наличкой и делились. В результате было присвоено 12 228 000 тенге.
Из показаний Татьяны Ивановой следует, что «мошенничать» ее заставили. Якобы сначала она отказывалась участвовать в хищении, но Рахимбетова стала ей угрожать и шантажировать. Грозила рассказать о допущенных ею ранее нарушениях на работе. Из-за страха потерять место Иванова согласилась помогать в хищении. В ее прямые функциональные обязанности входило проведение сверки с поставщиками электроэнергии, излишне перечисленные денежные средства она «распределяла» по войсковым частям. За работу ей отчисляли 10% от суммы, всего ей досталось 500 тысяч тенге, остальные деньги присваивали Рахимбетова и Умарбеков.
Впрочем, эти сухие показания не отражают той огромной работы, которую провели сотрудники управления.
– Основная проблема заключалась в том, что за два месяца до возбуждения уголовного дела Иванова уволилась и уехала, Умарбеков тоже скрылся, – рассказывают сотрудники Усть-Каменогорского военно-следственного управления МВД РК. – Мы объявили их в розыск, дело пришлось приостановить. Было это в январе 2004 года, только летом Иванову обнаружили в России, в городе Ярцево Смоленской области, задержали, по этапу она к нам добиралась еще почти полгода. Правда, сразу дала признательные показания.
Не меньше проблем было и с двумя другими мошенниками. В отличие от Ивановой Рахимбетова так свою вину и не признала. Кстати, она продолжала работать в должности главного бухгалтера РЭЧ буквально до вынесения судом приговора. Она утверждала, что закон не нарушала и преступлений не совершала, а также никакого отношения к хищению средств не имеет. Документы не подделывала, подписи – тоже. Что касается бланков и доверенностей, с помощью которых оформлялись документы, то якобы их мог взять с ее стола кто угодно. В том числе, кстати, и Иванова.
Что касается последнего участника аферы – Умарбекова, то он долго скрывался, совсем недавно пришел с повинной.
– Умарбеков вообще интересный субъект, – рассказывает заместитель начальника Усть-Каменогорского военно-следственного управления МВД РК Серик Манапов. – Он работал мастером на том участке, где находились части, в которых образовывались излишки. Но первоначально он привлек наше внимание совсем по другому факту. В ходе оперативных расследований мы узнали, что он на свой участок фиктивно устроил электромонтером сына, и с 1999 по 2001 год его зарплату присваивал себе, вышло порядка 300 тысяч. Мы его привлекли к ответственности по 176 статье УК РК, вина была доказана, но по амнистии дело прекращается. Но то ли совсем потеряв страх, то ли обнаглев окончательно, он, находясь под следствием, затевает новую аферу, причем начинает сам обналичивать деньги. Как оказалось позже, именно он и именно в то время получил 10 миллионов из 12 похищенных. За время расследования по делу присвоения зарплаты фиктивно устроенного на работу сына он купил новую машину, квартиру.
Суд приговорил Рахимбетову и Умарбекова к лишению свободы сроком на 5 лет, а Иванову – на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с конфискацией имущества и с лишением права занимать должности, связанные с организационно-распределительными действиями и административно-хозяйственными функциями сроком на два года.
Что касается ущерба, то в ходе расследования часть его была возмещена, оставшееся возвращается.