Нурлан САДЫКОВ: Мы живём на минном поле
Казахстану сулят скорое избавление от товаров сомнительного происхождения и качества, вредных китайских игрушек и просроченной колбасы.Казахстану сулят скорое избавление от товаров сомнительного происхождения и качества, вредных китайских игрушек и просроченной колбасы.
В ноябре прошлого года президент подписал указ о создании нового госоргана – Агентства по защите прав потребителей. Нельзя сказать, что до этого момента о качестве товаров и услуг никто не заботился. Контроль за техническими регламентами и нормативами продуктов питания, реализуемых населению, был в ведении Мининдустрии, качество животноводческой продукции курировал Минсельхоз, санитарно-эпидемиологическую безопасность обеспечивал Комитет Госсанэпиднадзора. Определённые функции по защите потребительских прав на получение качественных товаров и услуг выполняли соответствующие структуры Агентства по защите конкуренции, Министерства экономики и бюджетного планирования.
– Мы покупаем в наших магазинах мины замедленного действия, – говорит председатель общественного объединения по защите прав потребителей «Норд Вест» Нурлан Садыков. – Покупаем и не знаем, от чего помрём. И никто не отвечает за товар, хотя в соответствии с законом потребителю должна быть предоставлена полная достоверная информация о товаре, услуге. Это обязанность любого изготовителя и любого продавца – указать, где изготовлен продукт, когда получен, срок годности. Доходит до абсурда – наши магазины превратились в безотходные производства. Такого нигде в мире нет. У нас практически в любом магазине нет актов утилизации. Все магазины забиты под завязку, но ни у кого нет отходов. А куда же они девают просроченные, испортившиеся, бракованные колбасу, молочную продукцию, конфеты? Есть подозрение, что этот товар либо под новой упаковкой продают, либо отдают на базар. То есть опять же травят нас, потребителей. А наши базары? Тут же пекут хлеб, тут же продают мясо, неизвестно откуда привезённое, где валялось.
Казахстанские потребители жалуются:
На качество товаров – 41%
На качество оказываемых услуг – 29%
На недостатки в сфере ЖКХ и строительства – 21%
Войну за права потребителей ведут, по сути, лишь общественные объединения. В стране их более 200, но и этого явно недостаточно. По данным ОО «Казпотребнадзор», «активная деятельность общественных организаций в основном ведётся только в Алматы, Астане и отдельных областных центрах. Защиту прав потребителей, проживающих в сельской местности, не в состоянии обеспечить ни одна из них». Тому, что недобросовестные производители и поставщики товаров и услуг чувствуют себя вольготно, г-н Садыков тоже имеет объяснение:
– Нас иногда просят представители прокуратуры, ГСЭН, других органов: есть нарушение, проверьте, пожалуйста, мы не можем. Ситуация тоже из разряда абсурда: все организации называются контролирующими, но никто не имеет права войти с проверкой. По закону не положено. Только мы, общественники, можем проверять в любое время, даже и без жалоб, по своей инициативе. И выступать в суде не от конкретного лица, а от неопределённого круга потребителей.
С одной стороны, в условиях разрозненного регулирования потребительского рынка назрела необходимость в некоем едином органе, которое будет формировать политику в сфере защиты прав потребителей. Новому агентству в соответствии с указом президента передаются все функции и полномочия по части защиты потребительских прав от названных в начале статьи министерств и комитетов. Вместе со специалистами соответствующих их подразделений.
– У общественных организаций ограниченный бюджет и полномочия для регулирования многих вопросов, – считает председатель ОО «Агентство по защите прав потребителей «Гасыр сапасы» Болат Токкулиев. – Новое агентство поможет разобраться с глобальным отраслевым обманом. К примеру, в случаях, когда сотовый оператор необоснованно снимает деньги, от чего страдает огромная масса людей.
Но стране нужна не очередная, пусть и государственная, контора, проверяющая качество отдельных товаров и услуг, а орган решения глобальных потребительских проблем. Станет ли новое агентство эффективным казахстанским аналогом российского потребнадзора?
– Станет, если оно будет работать, а не окажется очередной кормушкой для чиновников, – полагает Нурлан Садыков. – Самое главное – какими правами оно будет наделено. Если как сейчас – права как бы есть, а на самом деле их нет – толку не будет. Если будет право заходить, выявлять факты, здесь же штрафовать, передавать в суд, тогда это может быть действенно. Кроме того, чтобы новый орган работал, нужен хороший грамотный руководитель и нужны грамотные специалисты. Их нужно научить, контролировать. Надо изменить Уголовный кодекс, чтобы каждый нёс ответственность. Надо использовать опыт общественных объединений.
Ряд экспертов высказывают опасения, что новая структура станет очередной дубинкой для неугодных предпринимателей. Придёт эдакий молодой человек с удостоверением и большими полномочиями, но с маленькой ставкой, и начнёт за счёт проверяемых «догонять» свою зарплату. Слишком велика, по мнению многих, в среде чиновничества коррупционная составляющая. Исключить этот фактор или хотя бы снизить его до минимума может только независимость новой структуры. Об этом нет и речи – агентство создаётся при Министерстве здравоохранения.
– При чём здесь Минздрав? – вопрошает общественный защитник прав г-н Садыков. – Пусть оно у себя вначале разберётся с качеством своих услуг. На них тоже много жалоб. Как, к примеру, можно защитить права человека, пострадавшего от некомпетентного лечения, через агентство, которое находится в подчинении Минздрава? Это же нонсенс. Этот орган должен быть независимым, и в нём должны быть представлены не только чиновники, но и общественные организации. Иначе будет много соблазнов.
На сегодняшний день агентство существует пока только на бумаге, кандидатура на должность его руководителя также не определена. Президент поручил правительству разработать предложения по совершенствованию основных направлений государственной политики в сфере защиты прав потребителей. Представители общественных формирований надеются, что их мнение и опыт будут приняты новой структурой на вооружение.