НПП "Атамекен": Монетизация мешает развитию казахстанским производителям школьной формы
В палате просят пересмотреть норму, по которой государство выдаёт материальную помощь для сбора ребёнка в школу в денежной форме.Выделение денег нуждающимся на школьную форму мешает развитию отечественным производителям. С таким заявлением выступил директор департамента обрабатывающей промышленности Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Алмат Аскар.
Он привёл цитату президента Касым-Жомарта Токаева из послания, о том, что "целевые государственные заказы на приобретение школьной формы нужно направить на развитие отечественной лёгкой промышленности". Однако это поручение на практике выполнено не было, отметил Алмат Аскар.
Директор департамента НПП напомнил по его словам успешный опыт пилотного проекта "Всеобуч", который закрывал обе потребности: оказание содействия социально уязвимым слоям населения и отечественным товаропроизводителям. Только в Астане в 2019-2021 годах форму от отечественных производителей получили примерно 15 000 школьников. При этом, по информации Алмата Аскара, наблюдался и значительный рост числа местных предпринимателей, участвующих в программе: с девяти компаний в 2019 до 18 в 2021 году.
"Ранее при подтверждении статуса семьи предоставлялась возможность получения формы и обуви казсодержания школьниками. Также были внедрены цифровые решения. Однако в 2022 году Минпросвещения внесли изменения в механизм оказания помощи на перечисление денежных средств на карт-счета родителей. В этой связи НПП "Атамекен" выступает за возвращение успешной практики пилота Астаны с пересмотром ныне существующей нормы монетизации (выдачи в денежной форме) средств на приобретение школьной формы. К слову, минимальный объём финансовой поддержки на каждого обучающегося в этом году составляет 43 407 тенге. Усложняет данный механизм обязательные заявление родителей в адрес директора школы и предоставление чеков о покупке", – отметил Алмат Аскар.
По мнению палаты, монетизация негативно сказывается на развитии отечественной лёгкой промышленности, так как происходит расходование бюджетных денег на импортную продукцию, зачастую – некачественную. Казахстанские производители же говорят, что полностью готовы обеспечить потребности детей качественной и доступной продукцией.
Алмат Аскар выразил мнение, что ключевой фактор в виде поддержки отечественного производителя снизит затраты на производство, соответственно, на розничные цены, что прямо повлияет на ценообразование школьной формы. Кроме того, предлагается рассмотреть налоговые льготы для производителей лёгкой промышленности.