Деятельность по организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Казахстане осуществляется как уполномоченными банками (в том числе
АО «Казпочта»), так и небанковскими организациями. При этом для небанковских организаций данный вид деятельности является исключительным (единственным) и осуществляется на основании лицензии, выдаваемой территориальными филиалами Национального банка Республики Казахстан.

В настоящее время на территории Республики Казахстан действуют более 3 тысяч обменных пунктов, из которых около 30% принадлежат 600 небанковским юридическим лицам. Открытие как банковских, так и небанковских обменных пунктов осуществляется в режиме регистрации.

Решение о наделении небанковских юридических лиц функциями по осуществлению валютообменных операций было принято в 1999 году в целях создания организованного рынка наличной валюты с предоставлением услуг по обмену иностранных валют по всей территории Республики Казахстан.

С момента появления первых частных обменных пунктов и до настоящего времени их деятельность, как один из видов банковской деятельности, являлась и является лицензируемой. Система регулирования деятельности небанковских обменных пунктов изменялась в части предъявления требований к минимальному размеру уставного капитала, персоналу, технической оснащённости таких организаций и порядку проведения самих операций.

Так, например, начиная с 2000 года минимальный размер уставного капитала таких организаций с 250 тысяч тенге был увеличен до 3 и 5 миллионов тенге в зависимости от места регистрации юридического лица. Ужесточались требования к организации охраны и устройству помещений обменных пунктов в целях обеспечения безопасности и защиты интересов потребителей данного вида услуг.

При этом с момента наделения небанковских организаций правом на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой методы государственного регулирования данного вида деятельности путём лицензирования уполномоченных организаций и регистрации принадлежащих им обменных пунктов совершенствовались, но кардинально не пересматривались.

За последние 10 лет Казахстан значительно продвинулся в упрощении разрешительной системы, и на сегодняшний день проведено несколько последовательных реформ, среди которых можно отметить:

– принятие в 2007 году нового Закона Республики Казахстан «О лицензировании», вобравшего в себя лучший мировой опыт,

– разработку с 2008 года государственной базы данных «Е-лицензирование», предназначенной для обеспечения полной автоматизации процедур лицензирования;

– инвентаризацию разрешительной системы, проведённой в соответствии с принятой в 2009 году Концепцией дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2009–2011 годы.

Вопросы совершенствования разрешительной системы Казахстана затрагивались также и в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 годы (ГПФИИР), которая в том числе предусматривала снижение излишних административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, путём сокращения и оптимизации разрешительных документов и процедур на 30%.

В целях реализации ГПФИИР Национальным банком Республики Казахстан в 2013 году была отменена процедура необходимости получения разрешений на государственную регистрацию в органах юстиции юридических лиц, единственным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой.

Кроме того, проведена работа по автоматизации и оптимизации процесса лицензирования деятельности небанковских обменных пунктов, по итогам которой информационная система «Государственная база данных «Е-лицензирование» в части деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой в декабре 2013 года введена в постоянную эксплуатацию и доступна потребителям.

Проведённую Казахстаном за последние годы работу по улучшению условий для развития предпринимательства в стране и снижению административных барьеров можно считать одним из подготовительных этапов дальнейшей работы в соответствии с Концепцией дальнейшего реформирования разрешительной системы Республики Казахстан на 2012–2015 годы.

Названная Концепция предусматривала принятие принципиально нового Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», разработка которого началась в 2013 году. В рамках работы по согласованию проекта Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», который принят 16 мая 2014 года (вступает в силу с 21 ноября 2014 года), Национальным банком Республики Казахстан совместно с Межведомственной комиссией по вопросам совершенствования разрешительной системы принято решение о пересмотре действующего порядка регистрации обменных пунктов и объединения его с процедурой лицензирования.

Основным принципом реформирования разрешительной системы в соответствии с новым законом является «один вид деятельности – один разрешительный документ».

При этом, поскольку установление одинаковых требований ко всем субъектам рынка с различными рисками возникновения негативных последствий приводит к тому, что для субъектов малой степени риска такие усреднённые требования являются существенно завышенными, а для высокой группы риска неоправданно заниженными, в Законе Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» предусмотрена возможность применения риск-ориентированного подхода при выборе метода государственного регулирования. Так к субъектам с высоким уровнем риска возможно применение более жестких методов государственного регулирования, для субъектов малой степени риска – более либеральных.

Принимая во внимание новшества Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», Национальный банк Республики Казахстан в рамках сопутствующего законопроекта предусмотрел новый порядок регулирования деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой, который будет зависеть от вида субъекта.

Учитывая степень подверженности риску проведения мошеннических операций и прозрачности деятельности регулируемых субъектов при осуществлении деятельности по организации обменных операций с иностранной валютой, небанковские обменные пункты в сравнении с банковскими являются более рисковыми субъектами.

В связи с этим для банков и АО «Казпочта» взамен разрешительного (процедура регистрации обменных пунктов) будет введён уведомительный порядок открытия обменных пунктов в рамках права, предоставленного генеральной лицензией или соответствующим законодательным актом, а для юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой, две разрешительные процедуры (лицензирование и регистрация обменных пунктов) будут объединены в одну – процедуру лицензирования, при которой открытие обменных пунктов будет осуществляться путём выдачи приложения к существующей лицензии.

При этом для небанковских обменных пунктов все существующие требования, предъявляемые в настоящее время к деятельности обменного пункта на этапе регистрации, перейдут в разряд квалификационных требований.

В настоящее время Национальным банком ведётся работа по приведению подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с новым Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

Таким образом, порядок регулирования деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан изменяется и совершенствуется с течением времени исходя из поставленных руководством страны задач и вызовов времени. При этом в целях обеспечения и сохранения эффективности государственного регулирования предпринимательства любые реформы претворяются в жизнь с соблюдением баланса интересов государства, бизнеса и потребителей финансовых услуг.

Алина НУРСЕИТОВА,

главный специалист-экономист управления валютного регулирования и контроля департамента платёжного баланса, валютного регулирования и статистики Национального банка РК