Новый генплан Алматы превратит мегаполис в деревню – эксперт
В Алматы представили общественности скорректированный генплан города. Предыдущий генплан был утвержден в 2003 году, а с 2014 считается не актуальным.В апреле 2014 года к городу были присоединены 23 200 га новых земель, в том числе 27 населённых пунктов, в которых проживает 92 тысячи человек.
"Действующий генплан был утверждён в 2003 году. Согласно его прогнозам, население города должно было достичь полутора миллиона в 2020 году, однако эта цифра была достигнута уже в 2013 году. Город с 1989 года вырос более чем в полтора раза. По темпам рост города превышает рост Москвы. В связи с этим у нового генплана стоят новые задачи", - заявили представители управления архитектуры и градостроительства.
Город Алматы является центром алматинской агломерации. Это крупнейший город, который был некоторое время назад столицей нашего государства и на сегодняшний день остается финансовым и культурным центром страны. В систему алматинской агломерации входит система населённых пунктов, Тургень, Иссык, Талгар, Каскелен и Узынагач.
Однако, как отмечают архитекторы, демографическая ёмкость Алматы ограничена. Одним из ограничивающих факторов являются природно-климатические условия города: высокая сейсмическая активность, селевая опасность. Также на развитие города негативно влияет отсутствие проветривания города, что вызывает формирование смога, загрязнение нижних слоев атмосферы свинцом от выхлопных газов, повышенная температура воздуха над городом (тепловой конус). Архитекторы уверены, что решать многие существующие и назревающие проблемы нужно учитывая развитие пригородной зоны и всей алматинской агломерации в целом. Ключевыми факторами является строительство БАКАД, развитие общественного экологического транспорта, в том числе ЛТР, БРТ и метрополитена. Кроме того, власти планируют увеличить пешеходные зоны и зоны отдыха в городе.
С новыми генпланом уже ознакомился почётный архитектор республики Евгений Васякин. За его плечами разработка генплана Алматы, Талдыкоргана, Шымкента и многих других городов Казахстана. Как считает Евгений Васякин, в обновлённом генплане есть некоторые недочеты, которые позже придется корректировать.
"Сейчас все стало неорганизованно и несистемно. Разумеется, генплан будет неоднократно дорабатываться. Раньше был Госплан, министерство, мы собирали все планы и у нас получался системный план на большую перспективу. А у нас многоэтажные застройки сконцентрированы согласно скорректированному плану в центре только, а на окраинах небольшие дома. Я считаю, что многоэтажных домов должно быть больше. А они не набрали под людей массивы застройки, поэтому на карте генплана много невысотных домов. Это не город, это деревня. Поэтому я уверен, что этот генплан будет многократно дорабатываться и дополняться. База заложена. Районы будут разрабатываться отдельно, и застраивать окраины крупными жилыми массивами", - заявил Васякин.
По его мнению, новый генплан похож на человеческую руку. Из центра города расходятся пять направлений застройки.
"Город представлен в виде Панча Шила, что с санскрита означает пять принципов, и похож на человеческую руку. Город растёт в направлениях дорожных ответвлений Китай (Хоргос), Семипалатинск, Астана, Шымкент и Средняя Азия. Вдоль них должны быть построены жилые массивы. Ведь вдоль дорог построены коммуникации, а пока они практически пустые", - добавил он.
По мнению архитектора, чиновникам нужно строить вдоль этих дорожных ответвлений большие жилые массивы. Это поможет решить множество городских проблем, в том числе и проблему загазованности.
"Такой подход может разгрузить центр города от транспорта, который вызывает высокую загазованность города. Центр у нас представлен в виде решетки автомобильных дорог, и скапливается транспорт в основном на этих улицах, что влечёт к росту загазованности. Кроме того, очистить воздух города можно, немного изменив схему движения самолётов, направив их не над городом, а от города. Если взлёт будет производиться в сторону Капчагая, а посадка - со стороны Капчагая, то самолёты не будут летать над городом. Стоит только одной аварии произойти над городом, все начнут требовать переноса аэропорта за город. Нужно сразу продумать схему взлёта и посадки мимо города. Это ведь дополнительные шумы. Сейчас самолёты летают над "деревней" и вроде никому не мешают, а со временем там же будет город с плотной застройкой. Аэропорт останется на своём месте, там просто нужно поменять трассы", - добавил он.