Новый статус "Глобальных компетенций" и рейтинг за общественную работу: что может измениться в казахстанских школах
Оценки ученикам будут ставить по всем предметам без исключения.Министерство просвещения Казахстана намерено обновить общеобязательный стандарт образования. Проект документа ведомство вынесло на публичное обсуждение, открытое до 9 декабря.
Стандарт регламентирует основные принципы и требования к содержанию образовательных программ, уровню подготовки учеников, а также критерии оценки их результатов.
Одна из поправок предполагает изучение казахского языка в начальных классах, независимо от языка обучения. Также термин "трёхъязычное образование" заменили на "полиязычное образование". Образовательная модель предполагает изучение нескольких языков одновременно или последовательно с раннего возраста.
"Полиязычное образование реализуется на основе поэтапного или одновременного изучения через уровневое усвоение казахского языка как государственного языка, а также русского и иностранного языков и организацию внеурочной деятельности на казахском, русском и иностранном языках", – говорится в документе.
В предмет "Естествознание" введут обучение экологической культуре.
Вводится требование по оцениванию учебных достижений по всем предметам и курсам "в соответствии с системой критериального оценивания". То есть по каждому предмету педагоги смогут ставить оценки.
Уточнены ожидаемые результаты по образовательной области "Человек и общество":
- формирование у обучающегося качеств совести, чести, доброты, чувства гордости за Родину;
- понимания своего места в местном, национальном и глобальном сообществе;
- понимания национальных и общечеловеческих ценностей;
- культуры общения в семье, обществе;
- социализацию, уважение к культуре своего народа и других народов, ответственности за свои действия;
- формирование навыков первичной правовой и финансовой грамотности;
- овладение основами безопасности.
Намерены школьников научить "использовать готовые инструменты и приложения на основе искусственного интеллекта".
Предмет "Глобальные компетенции" может стать обязательным.
В основные положения по оцениванию результатов обучения добавили следующие термины:
- ключевые компетенции – совокупность человеческих качеств, навыков и умений, необходимых выпускнику, завершившему уровень образования, для успешной адаптации и деятельности в современном обществе;
- метапредметные компетенции – совокупность универсальных навыков и умений, обеспечивающих способность обучающегося применять знания в реальных жизненных ситуациях;
- предметные компетенции – совокупность способностей обучающегося применять знания, умения и навыки, формируемые в процессе обучения учебному предмету.
"Введение новых терминов позволяет более чётко определить, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у обучающихся", – считают в ведомстве.
Именно этот пункт вызвал несогласие в комментариях к проекту.
"Не только школа ответственна за человеческие качества и навыки и компетенции для адаптации и деятельности в обществе. И не школе их оценивать", – написал один из родителей.
Спорное мнение вызвал и пункт о социальном GPA (Grade Point Average – средний балл). Министерство предлагает оценивать участие и достижения ребёнка во внеучебной деятельности и в общественной жизни, а также результаты дополнительного образования.
"Введение термина "социальный GPA" обусловлено необходимостью оценивания и мотивирования активности и вовлечённости обучающегося в социальную жизнь организации образования и/или общества, помимо его академической успеваемости", – пояснили в ведомстве.
В целом проект собрал полсотни комментариев. Многие из них поддерживают нововведения.
Действующий стандарт поэтапно внедрялся с 2016 года.