В Казахстане начнут блокировать абонентские номера, с которых звонят мошенники. Соответствующие изменения, внесённые в правила оказания услуг связи, вступают в силу 18 ноября.

Согласно новой редакции правил оказания услуг связи, операторы сотовой связи должны использовать свои антифрод-системы и заключить соглашения с антифрод-центром Нацбанка, чтобы объединить свои базы данных и информационные системы.

Оператор сотовой связи должен будет самостоятельно выявить подозрительные СМС-сообщения и звонки, в том числе через GSM-шлюзы (SIM-боксы). В случае выявления подозрительных действий оператор передаёт антифрод-центру Национального банка фамилию, имя, отчество (при наличии), ИИН и номера, оформленные на абонента. Если абонент или антифрод-центр обратятся с жалобой на подозрительные звонки, оператор должен проверить номер в течение двух рабочих дней.

"При подтверждении информации оператор сотовой связи приостанавливает оказание услуг абонентскому номеру с предоставлением в течение двух рабочих дней информацию в антифрод-центр Национального банка", – говорится в приказе.

Если оператор не обнаружит признаков мошенничества, он должен уведомить Нацбанк также в течение двух рабочих дней.

Кроме того, предусмотрены другие нововведения:

  • вводится новое понятие "биометрические данные" – персональные данные, характеризующие физиологические и биологические особенности абонента, на основе которых можно установить его личность;
  • на одного человека оформляется не более 10 абонентских номеров – для личного и семейного использования;
  • более 10 номеров можно оформить только после заявления, в котором абонент обосновывает причину и предоставляет идентификационные коды устройств, на которых используют номера;
  • оператор вправе оформить номера либо отказать, указав причины отказа.