"Нездоровая тенденция". Имел ли суд основания закрыто проводить заседание по делу Рахата Турлыханова
Адвокат Джохар Утебеков также высказался о вероятности рассмотрения резонансного дела против Куандыка Бишимбаева в суде в закрытом режиме.Сегодня, 16 января, в городском суде Алматы в апелляционном порядке пересмотрели дело певца Рахата Турлыханова. Во время заседания Рахат Турлыханов ходатайствовал, чтобы журналисты не участвовали в процессе, и попросил судью Каната Молдашева рассмотреть дело в закрытом режиме. Судья удовлетворил ходатайство Турлыханова и перевёл судебное заседание по административному делу из открытого в закрытый режим. Насколько это законно и были ли основания для перевода процесса в закрытый режим, корреспондент Informburo.kz спросил у известного адвоката Джохара Утебекова.
По словам Джохара Утебекова, производства по административным делам осуществляют открыто. В деле Турлыханова суд мог закрыть производство, только если счёл бы необходимым сохранить какую-либо семейную тайну.
"Но в этом случае судья должен был мотивировать, о какой семейной тайне идёт речь. Я понимаю, если бы какие-то интимные моменты освещали, – здесь ничего подобного не было, поэтому, конечно, действия судьи незаконны. То, что судья по сути подсказал правонарушителю заявить ходатайство о закрытии производства, вообще делает действия судьи неэтичными", – добавил Утебеков.
Как отметил адвокат, в Казахстане никогда так активно не закрывали судебные производства, как в последнее время. Процессы продолжают закрывать, хотя их подавляющее большинство проходят в онлайн-режиме.
"Это абсолютно нездоровая тенденция. Продолжают закрывать, даже когда журналисты подключаются онлайн, хотя здесь уже исключено их какое-либо физическое воздействие. Конечно, это грубо противоречит в первую очередь нашим международным обязательствам, особенно международному пакту о гражданских и политических правах, который требует по всем делам, за исключением необходимости в интересах несовершеннолетних и госсекретов, проводить судебные разбирательства открыто и публично", – заметил он.
Также Джохар Утебеков ответил на вопрос о том, может ли суд так же, в закрытом режиме, рассмотреть дело в отношении бывшего министра Куандыка Бишимбаева, которого подозревают в жестоком убийстве Салтанат Нукеновой. Утебеков пояснил, что на фоне общественного резонанса власти обязаны обеспечить особую открытость и прозрачность по этому производству.
"Я по умолчанию могу сказать, что его изначально нельзя закрывать. Мы знаем массу дел об убийствах, которые широко освещали в СМИ, эти заседания посещали журналисты. Если поднимут вопрос о каких-то интимных сторонах жизни, то суд может мотивированно закрыть производство по делу только в этой части, когда начнут её обсуждать. Здесь же особое внимание общественности привлекло то, что это бывший министр на скамье подсудимых. Власти с учётом этого должны обеспечить особую открытость и прозрачность этого производства", – резюмировал адвокат.
В декабре прошлого года Турлыханов устроил дома скандал и нанёс своей супруге побои. Специализированный межрайонный суд по административным правонарушениям Алматы вынес предупреждение экс-певцу. 10 января прокуроры подали протест на решение суда, согласно которому Рахат Турлыханов получил лишь предупреждение ввиду того, что стороны примирились. 16 января суд Алматы, рассмотрев протест прокуратуры, изменил наказание Турлыханова с предупреждения на задержание на 10 суток. Его взяли под стражу в зале суда.
В октябре 2023 года Турлыханова уже привлекали за избиение супруги, но суд тогда прекратил производство по делу в связи с примирением.
Рахат Турлыханов – племянник депутата мажилиса парламента Даулета Турлыханова.