Нефтесервисные компании Казахстана уходят работать в Иран - Жаксылыков
По словам председателя Союза нефтесервисных компании Казахстана, в сложившихся условиях, предприятия вынуждены искать новые рынки."В связи со сложившимися условиями наши компании ищут новые рынки и возможности. Например, недавно отменённые санкции на добычу нефти в Иране положительно повлияли на наши отечественные компании. Многие из них нашли работу в Иране. В этой стране долгое время не обновлялись технологии и оборудование из-за эмбарго. Можно сказать, что эта отрасль просто находилась в изоляции, доступ к которой зарубежным специалистам был закрыт", - рассказал informburo.kz председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
По его словам, за время застоя нефтегазовой отрасли Ирана, изношенными оказались все основные средства инфраструктуры. Страна намерена восстановить прежние объемы добычи - порядка 3,5 миллиона баррелей в сутки, и казахстанские компании могут ей в этом помочь.
"Сегодня среднесуточная добыча Ирана составляет 500 000 баррелей нефти. Ближайшие планы этой страны - достичь уровень в 3,5 миллиона баррелей в сутки. Иран намерен восстановить прежние объемы, а казахстанские компании открыты к сотрудничеству и работе. Они сегодня доказывают, что в состоянии выполнять требуемые объемы работ, находясь на одном уровне с другими мировыми компаниями", - отметил спикер.
Вместе с тем, председатель союза нефтесервисных компаний уже в ближайшее время предрекает "закат нефти", как экономической отрасли. Такое положение дел, по его словам, это прямой путь к девальвации кадров.
"Я думаю, в ближайшее время произойдут серьезные перемены в науке и нефть как экономическая отрасль сдаст свои позиции или вообще перестанет существовать. А вы можете представить, что из одной нефти можно делать более 100 видов продукции, начиная от жевательной резинки до медицинских препаратов. Тогда бы мы напрямую не были бы зависимы от мировой цены на нефть", - говорит Рашид Жаксылыков.
"Мне не страшна девальвация тенге, мне страшна девальвация кадров. В науке не бывает эволюции, в науке бывают только революции. Например, 20 лет назад мы пользовались только домашними телефонами, сегодня они вообще потеряли свою актуальность, потому что появилась беспроводная связь, смартфоны. Условно говоря, только вчера с Ирана сняли санкции на добычу нефти. До этого 20 лет Иран как-то жил. Без нефти жили, и будут жить", - констатирует он.
При этом, глава союза отмечает, цена на нефть упала не из-за падения спроса на это сырье, а из-за резко увеличившегося предложения на рынке - все в мире поняли, что добыча углеводородов является самым легким и быстрым путём обогащения, начав поиски и разработку новых нефтегазовых месторождений. Вместе с тем, падение мировых цен на нефть вводит в состояние напряжения не только казахстанскую нефтесервисную отрасль, но и Норвегию, например, также отмечает Рашид Жаксылыков.
"Норвегия является ведущим экспортером нефтесервисной продукции. Спад нефтесервисного экспорта в Норвегии достиг 20% и деятельность компаний сократилась в разы. Работы приостановились, потому что проекты будущего расширения инвесторы отложили до лучших времен. Ведь каждый инвестор, вкладывающий деньги в какой-либо проект, планирует увеличение добычи при высоких ценах на нефть", - приводит пример собеседник.
По его словам, когда стоимость сырья достигла 30 долларов за баррель, инвесторы переходят в экономный режим, где основной целью является сохранение деятельности месторождения. Что же касается компаний, то для выживания в таких условиях, им зачастую приходится переориентироваться, на другие сферы, такие как агропромышленный комплекс, химическая отрасль или машиностроение.
Вместе с тем, как проинформировал собеседник, с 16 января этого года за один день Великобритания выдала лицензии на геологоразведку 159 своим компаниям. Теперь эти компании начнут заниматься поиском источников сланцевой нефти. Данный факт указывает на то, что сланцевые месторождения стали новым трендом в отрасли.