"Понятно, что в новой экономической реальности наш бюджет, как больной ребёнок, родившийся после долгих мук и сомнений. Да, он социальный, так как у нас нет другого пути. Страна, заявившая себя миру как социальное государство, должна соответствовать своим заявлениям. И это правильно. Но когда нашего бюджета хватает лишь на социалку и режется всё, что касается развития, это неверно", - высказала своё мнение депутат Галина Баймаханова в ходе рассмотрения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2015 - 2017 годы" в Мажилисе.

Она привела в пример геологоразведку. По словам депутата, в 2015 году 11 млрд тенге выделено на эту сферу. В 2016 году из заявленных 17,3 млрд выделено 3,22 млрд тенге. По данным Министерства по инвестициям и развитию, 6,3 млрд тенге трансфертом переданы в местные исполнительные органы для поисково-оценочных и разведочных работ на воду.

"Передать - это не значит выполнить. Проблема обеспечения сел и городов чистой питьевой водой уже стала бородатой. Нам, депутатам, и вопросы задавать на эту тему неудобно, а уж каково глядеть в глаза избирателям? Но воз и ныне там. А почему? Потому что мало кто понимает что такое геологоразведка", - далее продолжила она.

По мнению народного избранника, государству нужно развивать свои преимущества, чем являются ресурсы. Баймаханова считает, что новые инвестиционные проекты должны развиваться на ресурсной базе. По её словам, геология создаёт объекты для инвестиций и в скором будущем в стране будет некому заниматься этой отраслью.

Депутат считает, что не нужно квалифицированную часть общества лишать работы, при этом параллельно "тратить миллиард тенге на карту занятости, открывая, в основном, социальные рабочие места".

"Может быть, стоит сократить презентации, консультации иностранных специалистов поездки за рубеж за опытом. Отдать эти деньги тем, кто сам может поучить и иностранных консультантов, развить и сохранить свою научно-техническую самодостаточность, готовить свои кадры", - высказала своё мнение народный избранник.

Депутат Нуртай Сабильянов также обратил внимание на то, что в уточнённом бюджете согласно "Дорожной карте бизнеса-2020" на поддержку предпринимательства выделяются миллиарды тенге. Он посетовал на то, что уменьшены налоговые поступления в бюджет.

"Чем больше мы поддерживаем предпринимательство, тем меньше будут налоговые поступления. На это нужно обратить внимание Правительству", - сказал он.

По его мнению, в будущем нужно сократить субсидирование предпринимательства и развивать само производство.

По мнению мажилисмена Рауана Шаекина, нужно задуматься о вопросе сдерживание цен. Нужно создать комфортные условия для производителей и не заставлять нерыночными механизмами продавать дешевле свою продукцию.

Алихан Тойбаев, в свою очередь, отметил необходимость обязательно учитывать расходы на программу "Агробинес-2020".

"При положительном решении всех вопросов в этой сфере, я думаю, мы достаточно благополучно выполним задачи, поставленные в стратегии Главы государства", - пояснил он.

Депутат Жалгас Дюсенгалиев также подверг критике позицию правительства при рассмотрении бюджета. По его мнению, мажилисмены не получили чёткого ответа на принципиальные вопросы в ходе рассмотрения уточнённого бюджета. Он добавил, что необходимо решить вопрос качественного планирования бюджетных программ.

"Депутатский корпус высказывал свою озабоченность по этому поводу о том, что в итоге бюджет исполняется с другими параметрами и по доходной, и по расходной частям. Администраторы бюджетных программ постоянно находят всему объяснения и аргументируют любую ситуацию объективными и субъективными причинами. Получается, что несмотря на все усилия правительства, ситуация с бюджетом не улучшается. Было бы правильно эти негативные сигналы воспринимать как информацию, что у нас не всё ещё в порядке", - отметил он.

Своего коллегу поддержала и депутат Елена Тарасенко. По её словам, прослеживается недостаточный уровень администрирования государственных органов.

"В результате расходы отдельных министерств перераспределены. Становится уже традицией в конце года в стенах Парламента править планы администраторов бюджетных программ. Это говорит в первую очередь о том, что изменения в существующей процедуре планирования происходят медленно. И как следствие, не приняты кардинальные меры по недопущению нерационального использования государственных средств", - считает она.

Депутат добавила, что безнаказанность ещё больше позволяет администраторам бюджетных программ бездействовать.

"Когда экономика страны переживает трудные времена, считаю такое отношение к средствам государства нетерпимым. Поддерживаю предыдущие выступления своих коллег и обращаюсь правительству ещё раз обратить внимание на подобные факты и принять меры по их недопущению", - возмутилась Тарасенко.

Шалатай Мырзахметов, в свою очередь, предложил провести тщательный анализ действий правительства по исполнению бюджета.

"Считаю, что вместо ежегодных обещаний изменить ситуацию Правительству следуют провести кропотливую работу и тщательный анализ ошибок. Предлагать изменения в законодательство такими, чтобы избегать неудовольствия в свой адрес", - сказал он и посоветовал членам Правительства рассмотреть вопрос пролонгирования проектов.

Отметим, что Мажилис одобрил проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2015 - 2017 годы". 

"В связи с неблагоприятной динамикой мировых цен на нефть на мировых товарных рынках и усилением геополитической ситуации, прогноз социально-экономического развития Казахстана актуализирован", - говорится в заключении к проекту закона.

Информируется, что рост ВВП оценивается на уровне 1,2% в 2015 году, что ниже ранее прогнозируемого уровня на 0,3 процентных пункта, 2,1% - в 2016 году и 3,6% - в 2017 году.

Номинальный объем ВВП на 2015 год прогнозируется в объёме 41 701,2 млрд. тенге, что выше относительно предыдущих прогнозов на 393,6 млрд. тенге.

Уточнённый прогноз доходов республиканского бюджета (без поступления трансфертов) на 2015 год определён в сумме 3 174 164 973 тыс. тенге или уменьшен на 45 761 567 тыс. тенге, в том числе уменьшение по налоговым поступлениям на 51 856 160 тыс. тенге и увеличение по неналоговым поступлениям на 5 844 593 тыс. тенге, по поступлениям от продажи основного капитала - на 250 000 тыс. тенге.

Уменьшение доходов республиканского бюджета против утверждённого плана прогнозируется в целом на 176 774 278 тыс. тенге, вместе с тем учтено увеличение на 131 012 711 тыс. тенге.

Расходы республиканского бюджета в 2015 году с учётом уточнённого прогноза по поступлениям бюджета, сокращением целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан составят 7 179 222 442тыс. тенге с уменьшением относительно утверждённого объёма на 66 500 991 тыс. тенге.