На публичное обсуждение в Казахстане представили проект консультативного документа к новому Налоговому кодексу. Этот кодекс планируют принять в октябре.

Единые ставки могут уйти в прошлое

В частности, новый кодекс нацелен на переход к дифференцированным налоговым ставкам в разных секторах экономики. В документе отмечается, что в Казахстане один из самых низких в мире НДС (единая ставка 12%), относительно низок и КПН – общая ставка 20%, а по доходу от реализации собственной сельхозпродукции – 10%.

"В первые годы независимости ставка НДС в Казахстане составляла 28%. С годами она постепенно снижалась для повышения собираемости налога. При этом в мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально-значимых и "чувствительных" товаров. По КПН в последние годы эффективная ставка в стране варьируется от 2,9 до 3,8% из-за целого ряда налоговых льгот для отдельных видов деятельности и в зависимости от территории (к примеру, СЭЗ, "Астана хаб")", – говорится в документе.

Предлагается ввести льготы по НДС для компаний, связанных с производством и оборотом сельскохозяйственной продукции. Ставки КПН предлагается дифференцировать следующим образом:

  • 25% – для банковского сектора;
  • 20% – общеустановленная ставка;
  • 10% – для сельхозтоваропроизводителей, финансового лизинга, социальной сферы.

"Минусами могут стать раздельный учёт, если налогоплательщик осуществляет деятельность в разных отраслях экономики, а также сопротивление заинтересованных сторон и перенаправление части прибыли в виде затрат через аффилированные (сервисные) компании", – отмечается в документе.

Предлагается снижение или освобождение от КПН для прибыли, направленной на технологическую модернизацию и научные разработки. Для эффективного использований угодий предлагается ввести минимальный налог для крестьянских хозяйств в размере не ниже 500 тенге с гектара. 

Яхтсменам придётся раскошелиться

Также в Казахстане хотят ускорить внедрение прогрессивного налогообложения. До 2007 года ИПН составлял от 5 до 20%, но с тех пор действует единая ставка в 10% – для борьбы с зарплатами "в конвертах".

"Применение такого порядка обложения приводит к социальной несправедливости, так как физические лица, получающие "сверхдоходы", имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов", – считают составители документа.

В этом направлении предусматривается повышение налогообложения предметов роскоши в рамках действующих налогов. Если все объекты физического лица окажутся дороже 130 тысяч МРП в совокупности, то для него предлагается повысить ставку. Предлагается кратно увеличить ставки на яхты, повысить акцизы на элитный алкоголь и сигары. 

"К примеру, физические лица в Казахстане имеют 490 яхт. Максимальная сумма налога на яхты сейчас – порядка 190 тысяч тенге (55 МРП)", – приводятся цифры в документе.

В целях справедливого налогообложения предлагается более дорогие виды алкогольной продукции и сигары облагать акцизами. При этом отмечается, что возможны и проблемы, связанные с налогообложением роскоши: сокращение внутреннего потребления таких товаров, а также возможное превышение расходов на администрирование налога над суммой доходов от него.

Переборщили с разнообразием

Ещё одна проблема, решению которой должен поспособствовать новый Налоговый кодекс – "чрезмерное многообразие" специальных налоговых режимов – настолько, что их применение и налоговое администрирование стали затруднительны. 

"Отсутствует и чёткая регламентация понятия налоговых льгот. Кроме того, не все нормы, которые выглядят как льгота, по сути являются таковыми. Не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности. Действующие формы налоговой отчетности не до конца раскрывают детальную информацию по сумме и получателям налоговых льгот", – назвали проблемы, требующие решения, составители документа.

Предлагается объединить режимы со схожими условиями с упразднением невостребованных режимов. Пересматриваются и условия применения режимов с учётом количества работников, максимального оборота.

Общее количество налогов и обязательных платежей в бюджет предлагается уменьшить минимум на 20%, число платежей с незначительными поступлениями в бюджет предлагается сократить – например, путём объединения плат за пользование поверхностными водами, лесом и животным миром в одну плату за использование водных ресурсов.

Льготы и возвраты

Для контроля над эффективностью предоставления льгот и пресечения злоупотребления ими, выявления недостатков в развитии отраслей обработки предлагается освобождать иностранных и отечественных инвесторов от налогов на первые три года реализации проектов. 

Налоговые льготы собираются сократить минимум на 20% и установить чёткие правила их предоставления. Процедуру возврата НДС предлагается упростить с применением цифровых технологий.

"Предлагаемый подход позволит обеспечить своевременное поступление НДС на всех звеньях, что, в свою очередь, позволит сократить контрольные мероприятия. Бизнесом в качестве ключевого недостатка указывается риск замораживания НДС на каждом этапе поставки, что может привести к дефициту оборотных средств", – обратили внимание составители документа.