Многим казахстанцам хватит 1 млн тенге и родственников, чтобы открыть бизнес
Об этом говорят результаты исследования НПП "Атамекен" по изучению предпринимательского климата в регионах, которое проводили по заказу Миннацэкономики РК.Как показал опрос, большинство респондентов отметили, что для начала своего дела им понадобятся средства в объеме одного миллиона тенге (33%). 14% планируют вложить средства в размере трёх миллионов тенге, еще 14% - в объеме пяти миллионов тенге. Остальные ответы распределились в диапазоне от ста тысяч тенге до трёхсот (14%), от 1200 до 2500 тысяч тенге (14%) и от 5,5 до 10 млн тенге, сообщается на сайте палаты.
При этом порядка 30% готовы вложить собственные средства в будущий бизнес в размере одного миллиона тенге, 23% - планируют вложить пятьсот тысяч тенге, еще 23% - от ста до трехсот тысяч тенге, и только 17% планируют выделить средства в объеме от одного миллиона и выше.
Таким образом можно заключить, что для запуска своего дела каждому третьему потенциальному предпринимателю понадобятся лишь порядка одного миллиона тенге.
Масштабы предприятий соответствуют объёму средств, заложенных на запуск предприятия. Так, по предварительным планам, будущих предпринимателей в течение ближайших пяти лет работы в каждом втором предприятии будет работать лишь порядка 5 человек. Одна четверть планирует нанять от 6 до 10 человек, 11% - от 11 до 20 человек, еще 11% - от 30 до 50, и только лишь 1,4% будущих предпринимателей имеет большие планы по расширению бизнеса: данная категория респондентов планирует увеличить численность персонала своего предприятия до 100 человек.
Характерной особенностью ведения бизнеса в Казахстане можно выделить его родственную ориентированность. Опрос мнения потенциальных предпринимателей в регионах-лидерах показал, что в случае необходимости привлечения внешних источников финансирования будущие предприниматели обратятся, в первую очередь, к родственникам и близким.
При этом новые для Казахстана технологии финансирования, такие как венчурный капитал и краудфандинг, пользуются наименьшей популярностью, что свидетельствует о слабой информированности населения об альтернативных источниках финансирования и в целом слабой финансовой грамотности.
Наиболее популярные среди населения институты финансирования - банки являются вторым пунктом обращения населения в случае необходимости финансирования будущего начинания.
В целом, заключают в НПП, как показывают результаты опроса, население не рассматривает альтернативу внешнего финансирования и предпочитает вкладывать собственные средства в становление бизнеса.