Минюст отказался назвать сумму иска американской AES к Казахстану
Министерство юстиции не имеет права на раскрытие каких-либо деталей этого спора, поскольку они являются конфиденциальными.В Министерстве юстиции РК подтвердили информацию об арбитражном споре между дочерними организациями AES Corporation и Республикой Казахстан, но отказались раскрывать его детали.
"В настоящее время между дочерними организациями AES и Республикой Казахстан, с другой стороны, существует спор, при этом вопросы спора (включая сумму иска, требования сторон и т.д.) являются конфиденциальными и подлежат рассмотрению в рамках арбитражного разбирательства. В этой связи Министерство юстиции не имеет права на раскрытие каких-либо деталей данного спора", – сообщил директор департамента по защите имущественных прав государства Министерства юстиции РК Султан Сейдалин в ответе на запрос Informburo.kz.
В нём также отмечается, что спор с AES Corporation нельзя сопоставить с разбирательством по иску молдавских бизнесменов Стати.
"С учётом характера споров не представляется возможным провести какие-либо параллели между спором AES и Стати ввиду того, что спор с корпорацией AES основан на договорных отношениях сторон в отличие от спора Стати, который является инвестиционным, то есть иск был основан на положениях инвестиционного соглашения между государствами", – пояснили в департаменте Минюста.
В ответе отмечено, что каждый арбитражный спор, по сути, является уникальным ввиду различных обстоятельств дела, представляемых материалов.
По запросу Informburo.kz в Министерстве юстиции рассказали историю спора Казахстана с американской корпорацией. Ещё в 2010 году корпорация AES инициировала международный арбитраж против Республики Казахстан в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров. Истцы заявляли о том, что Республика Казахстан предположительно нарушила обязательства – к корпорации применялись изменения, внесённые в национальное законодательство в области защиты конкуренции и регулирования сферы электроэнергетики. Тогда компенсацию за убытки, моральный ущерб и упущенную выгоду корпорация оценила в 1,29 млрд долларов.
"В процессе арбитражного разбирательства Республика Казахстан смогла доказать, что изменения в национальном антимонопольном законодательстве и их применение к корпорации AES не нарушили международные обязательства Республики перед иностранным инвестором. В октябре 2013 года авторитетным составом Трибунала было вынесено решение в пользу Республики Казахстан, подтверждающее то, что Республика Казахстан работает со всеми инвесторами согласно положениям национального законодательства и международным нормам", – сообщил Султан Сейдалин.
В начале января европейское СМИ EU Reporter и американский портал Fair Observer опубликовали материалы, посвящённые истории взаимоотношений Казахстана с компанией AES Corporation. EU Reporter удалил свой материал на следующий день после публикации.
В статьях утверждалось, что Казахстан вынудил AES покинуть энергорынок РК и передать две гидроэлектростанции, отказался вести переговоры с компанией и предложил в качестве компенсации 1 доллар за каждую гидроэлектростанцию. Также сообщалось, что Казахстан до сих пор не осуществил трансферный платёж AES и отказывается возобновить переговоры.
В Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК сообщили, что между дочерними организациями AES Corporation Tau Power B.V. и ТОО "Алтай Пауэр" и Казахстаном существует спор, который подлежит разрешению путём арбитражного разбирательства.
"Tau Power B.V. и ТОО "Алтай Пауэр" предъявили Казахстану требования касательно сумм, якобы подлежащих выплате согласно договору концессии, при этом Казахстан заявил требования, которые значительно превышают сумму требований Tau Power B.V. и ТОО "Алтай Пауэр", – сообщили в комитете.