Что случилось. Группа компаний "Бипэк Авто – Азия авто" заявила об угрозе остановки конвейера усть-каменогорского автосборочного завода и риске вынужденного прекращения инвестиционной деятельности холдинга из-за расторжения соглашения с МИИР. В министерстве ответили, что АО "Азия Авто" не исполнило обязательства, которые взяло на себя 10 лет назад.

Позиция группы компаний. Руководство группы компаний записало официальное видеообращение в адрес премьер-министра, главы Министерства индустрии и инфраструктурного развития и депутатов Парламента.



11 апреля компания получила письмо из МИИР о расторжении действующего соглашения о промышленной сборке. В холдинге заявили, что это приведёт к остановке работы действующего конвейера "Азия авто" и строительства мощностей полного цикла на новой площадке в Усть-Каменогорске. Отмечается, что ранее МИИР оказывало последовательную и всестороннюю поддержку производственному проекту.

"Мы ясно осознаем, что недружественные действия, предпринятые в наш адрес в период коронакризиса, не случайны. Кто-то решил воспользоваться нештатной ситуацией и монополизировать рынок. Люди, которые пошли на этот шаг, преследуют собственные корыстные цели", – заявил генеральный директор АО "Азия Авто Казахстан" Ержан Мандиев.

Компания просит обеспечить всем участникам автомобильного рынка страны равные условия деятельности.

Позиция МИИР. В профильном министерстве сообщили, что АО "Азия Авто" и АО "Азия Авто Казахстан" не исполнили свои обязательства по соглашениям о промсборке. В течение семи лет после заключения соглашения компании должны были ввести в эксплуатацию технологическое оборудование по сварке и покраске кузова, но не сделали этого до сих пор.

  • 24 июня 2010 года с АО "Азия Авто" заключено соглашение о промсборке с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 июня 2017 года. Однако эти обязательства не были исполнены.
  • 28 декабря 2012 года соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств заключено с АО "Азия Авто Казахстан" (образовано 19 декабря 2012 года) с обязательством по организации технологических операций по сварке и окраске кузова с 1 декабря 2019 года. Это обязательство также не было исполнено.
  • 7 апреля 2017 года министерство заключило с АО "Азия Авто" и АО "Азия Авто Казахстан" многостороннее соглашение, позволяющее продлить срок исполнения обязательств в рамках соглашения для АО "Азия Авто" до 1 декабря 2019 года.

В апреле 2020 года при представлении отчётности подтвердилось очередное невыполнение обязательств, которые АО "Азия Авто" взяло на себя почти 10 лет назад. В связи с этим ведомство направило предприятиям уведомление о том, что неустранение нарушений в месячный срок является основанием для расторжения соглашения и прекращения предоставления преференций.

МИИР об обеспечении равных условий. Всего министерство заключило 19 соглашений о промышленной сборке моторных транспортных средств с 10 предприятиями. Другие предприятия свои обязательства исполнили по графику. При этом государство оказывало меры поддержки всем отечественным предприятиям, которые взяли на себя встречные обязательства по заключённым соглашениям, заявили в МИИР.

"С начала своей деятельности АО "Азия Авто" получает государственные преференции в виде освобождения от налога на добавленную стоимость и таможенных платежей, а также стимулирование в виде возврата уплаченного утилизационного сбора", – отметили в МИИР.

В ведомстве добавили, что расторжение соглашения не влечёт за собой прекращения деятельности предприятия. Компания АО "Азия Авто" имеет полное право и возможность продолжать производство транспортных средств, а также продолжать строительство завода АО "Азия Авто Казахстан". Кроме того, министерство готово рассмотреть возможность заключения соглашения и предоставления преференций вновь – после исполнения обязательств.

Почему это важно знать. Группа компаний "Бипэк авто – Азия Авто" является крупнейшим холдингом на автомобильном рынке Казахстана и главным налогоплательщиком отрасли. Решение о расторжении соглашения принято в кризисное время, когда отечественные предприятия и экономика Казахстана в целом испытывают проверку на прочность. Обращение группы компаний вызвало тревожную реакцию в обществе, поскольку тысячи казахстанцев столкнулись с риском потерять работу.