Международный уголовный суд (МУС) в Гааге официально обвинил Монголию в неисполнении ордера на арест президента России Владимира Путина во время его визита в Улан-Батор, сообщается в пресс-релизе на официальном сайте суда.

"Не арестовав Путина, когда он находился на их территории, и не выдав его суду, Монголия не выполнила просьбу суда о сотрудничестве в этом отношении, что противоречит положениям Римского статута, тем самым помешав суду осуществить свои функции и полномочия", – говорится в заявлении МУС.

Палата суда в Гааге указала, что чей-либо дипломатический иммунитет, в том числе и иммунитет президентов, не является препятствием на пути исполнения ордера международного суда.

"Государства-члены МУС и те, кто признает его юрисдикцию, обязаны арестовывать и выдавать лиц, подпадающих под действие ордеров МУС, независимо от их официального положения или гражданства", – отметили в суде, напомнив, что действуют независимо от каких-либо государств и выполняют функции, которые "соответствуют общим интересам международного сообщества".

Дальнейшие действия в отношении Улан-Батора "ввиду серьёзности отказа Монголии сотрудничать с судом" определит Ассамблея государств-членов МУС, отмечается в тексте.

Международный уголовный суд выдал ордеры на арест Путина и уполномоченной по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой в марте 2023 года из-за подозрений в совершении военных преступлений во время войны в Украине. Президенту России из-за ордера пришлось отказаться от поездок в некоторые страны, которые подписали Римский статут и тем самым обязались выполнять распоряжения МУС.

Однако Путин в начале сентября совершил официальный двухдневный визит в Монголию, которая также обязана была выдать его МУС. Официально поездка была приурочена к 85-й годовщине совместной победы советских и монгольских войск над японскими ВС на Халхин-Голе в 1939 году. В Улан-Баторе Путину оказали приём с почётным караулом.

Позднее представитель правительства Монголии объяснил отказ страны задержать Путина её энергетической зависимостью от РФ. По его словам, 95% своих нефтепродуктов и более 20 процентов электроэнергии Монголия импортирует из соседних стран.

"Эти поставки имеют решающее значение для обеспечения нашего существования и существования нашего народа. Монголия всегда придерживалась политики нейтралитета во всех своих дипломатических отношениях", – сказал он.