Эксперт Института мировой экономики и политики Аскар НУРША, комментируя расширенное заседание Кабмина, отмечает: государству пора спросить с банков за полученные средства и провести ревизию мегапроектов, отказавшись от тех направлений, которые на данный момент не являются приоритетными.

Если посмотреть на структуру расходов, то самые крупные приходятся на поддержку банков – порядка 500 млрд тенге ежегодно. В казахстанской финансовой системе банки играют системообразующую роль, этим объясняется столь мощная господдержка. Фактически государство является заложником ситуации, поскольку если помощь банкам не будет оказана, это грозит обрушением финансовой системы. Такой перекос возник из-за гипертрофированного развития в экономике сырьевого сектора и такого же развития сектора банковского.

Финансовые институты в большинстве своём являются частными, и сегодня на фоне оптимизации расходов возникают резонные вопросы: насколько поддержка банков отвечает интересам государства, и эффективно ли были использованы полученные за все эти годы средства. Даже имея поддержку со стороны государства, банки продолжают действовать эгоистично, исходя из собственных коммерческих интересов. Речь не идёт о том, чтобы они брали на себя повышенные социальные обязательства, понижали проценты по ипотеке. Но население за все эти годы так и не почувствовало облегчения банковской политики по отношению к себе.

Второй момент: национальный капитал по многим параметрам является капиталом банковским. Вы можете назвать отечественных олигархов, создавших капитал именно на производстве?.. Деятельность узкого круга этих лиц связана с торговлей или с финансовыми институтами.

Также необходимо решить вопрос бонусной политики в банках и нацкомпаниях. Несмотря на кризисные явления, мы видим, как в этих структурах продолжаются выплаты вознаграждений. И не легче ли меры по поддержке экономики начинать с сокращения бонусов в компаниях с госучастием?

Яркий пример в этом контексте – Россия: в условиях глубоких кризисных явлений, санкционной политики, падения цен на нефть ряд крупных российских компаний, в том числе «Роснефть», обратился в Фонд национального благосостояния за дополнительными ресурсами. Сумма амбиций достигала нескольких трлн рублей. Естественно, это встречает негативную реакцию у населения. И Казахстану нужно извлекать уроки из российского опыта.

Другая проблема: чрезмерное увлечение нашего правительства крупными имиджевыми мероприятиями, которые также необходимо сокращать. Нужно провести проверку, какова реальная отдача от этих проектов, насколько высок их КПД. И если проведение встреч, таких, как ЭКСПО, Универсиада и прочих необходимо, то встаёт вопрос качества строительства соответствующих объектов и инфраструктуры, а также контроля за эффективным расходованием выделяемых на эти цели средств. Чтобы не повторилась история наших соседей. В бытность мэра Москвы Лужкова 1 км построенной автомагистрали обошёлся налогоплательщикам, как минимум, в 10 раз дороже, чем в Европе. Или другой пример: на саммит АТЭС во Владивостоке российские власти затратили порядка 20 млрд долларов. Проведение аналогичной встречи в других странах обошлось не более, чем в несколько десятков млн долларов. А после саммита в России многие объекты начали рушиться, дороги – разваливаться.

В рамках политики сокращения расходов необходимо не только чётко расставить приоритеты, но и разъяснять населению действия. Тому же алматинцу надо объяснить, почему важно именно сейчас сократить расходы на вторую очередь метро, но не сокращать расходы на Универсиаду. Многие вещи очевидны для правительства, но не для населения, и даже оптимальные решения из-за отсутствия информирования вызывают обратный эффект.

Президент дал поручения, теперь необходим контроль за их исполнением. Пока же мы видим, что никто из членов правительства не понёс ответственности за предыдущие провалы в экономической политике...