Мажилис одобрил поправки о самостоятельности районов, городов и сёл. Фракция "Ак жол" воздержалась при голосовании
Законопроект предусматривает расширение доходной базы городов районного значения и сёл, а также усиление ответственности местных властей.В мажилисе рассмотрели в первом чтении поправки по вопросам расширения самостоятельности и ответственности районных, городских и сельских уровней власти. Большинство депутатов одобрили законопроект, 14 мажилисменов воздержались.
По словам министра национальной экономики Асета Иргалиева, поправки предусматривают:
- расширение доходной базы городов районного значения, сёл, посёлков и сельских округов;
- упрощение бюджетных процедур;
- совершенствование требований к административно-территориальным единицам;
- расширение самостоятельности и усиление ответственности местных представительных и исполнительных органов.
По этим направлениям предлагаются:
- Передать на IV уровень бюджета (самостоятельный бюджет) дополнительно четыре вида налогов и платежей.
- Создать резерв аппарата акима сельских округов. Эти средства по инициативе местного сообщества будут направляться на неотложные затраты и составлять не более 10% от собственных доходов. Предусматривается введение корректировки бюджета для аппарата акима сельского округа по аналогии с вышестоящими уровнями.
- Ввести уточняющую норму в Бюждетный кодекс, не допускающую изменения объёмов ТОХ (трансфертов общего характера) между бюджетами района и сельского округа в течение финансового года. Таким образом, у акимов аппаратов сельских округов будет заинтересованность увеличивать налогооблагаемую базу сельских округов без опасения уменьшения субвенций или увеличения изъятий.
- Упростить процедуру утверждения бюджетов, исключив норму по необходимости регистрации решений маслихатов в органах юстиции.
- Определить порядок изменения категории административно-территориальных единиц. В случае несоответствия требованиям, установленным законом, изменение статуса города осуществляется в течение пяти лет, а сёл – в течение трёх лет. Местные исполнительные и представительные органы в течение этого периода должны принять меры для экономического развития населённых пунктов с учётом его дальнейшей перспективы.
Законопроектом также предусмотрен ряд поправок по повышению статуса маслихата и их депутатов. Предлагается:
- упразднить должность председателя сессии маслихата и передать его полномочия секретарю маслихата;
- внедрить по две освобождённых должности председателей постоянных комиссий маслихатов в каждой области и городах республиканского значения.
Воздержались от голосования за законопроект представители фракции партии "Ак жол". По словам мажилисмена Азата Перуашева, при поступлении поправок фракция "Ак жол" направила ряд своих предложений.
"Мы предложили учесть опыт Закона "О парламентской оппозиции", по которому сегодня в мажилисе два комитета возглавили представители партий парламентской оппозиции. Аналогичным образом мы считаем нужны продлить эту практику и на местном уровне, с учётом многопартийности местных маслихатов. И мы поэтому предлагаем закрепить в этом законе норму о том, что председатели двух постоянных комиссий местных маслихатов должны избираться от представителей разных политических партий", – отметил Азат Перуашев.
Он также отметил, что в законопроекте необходимо было учесть поручение Президента наделить маслихаты возможностью сбора подписей и петиций по развитию регионов и решения конкретных проблем каждого региона.
"Ведь сбор петиций и обращений проводится не для того, чтобы их потом положить в спор. У нас государство должно быть не только слышащим, но и решающим, поэтому необходимо прописать и механизм: каким образом в местном бюджете будет взаимодействие депутатов маслихатов и исполнительных органов по реализации петиций и наказов избирателей на местах", – сказал представитель фракции.
Он добавил, что эти предложения вносились в этот законопроект в первом чтении, они были отправлены в правительство, но до сих пор заключение по ним не получено.