Артистка жила преимущественно в Германии, изредка приезжала вместе с супругом в Москву и Санкт-Петербург.

Плисецкая танцевала на сцене практически 60 лет. Она не любила давать интервью, но когда это удавалась, блистала цитатами. Мы вспоминаем самые достойные из них.



"Я никогда не любила тренироваться, репетировать. Думаю, именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги". Правда, позже, когда она сама учила молодых, говорила: "Устала? Увеличь нагрузку!".


"Не уверена, что высшее проявление ума – это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками".



"Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны".



"В искусстве не важно "что". Самое важное – "как". Нужно, чтобы дошло до каждого, чтобы душу трогало, тогда это настоящее, иначе никак".



"Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом".



"Как сохранить фигуру? Не жрать! Более действенного способа еще не придумали. Но это в теории. А в жизни можно все, но понемногу".



"Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом".



"Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так".


"От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка – это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно: ухожено оно или запущено".



"Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь. Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба".



"И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина. Затем – при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю – честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…".