Марат САРСЕНБАЕВ: Чтобы успешно конкурировать на азиатском рынке, нужен сертификат «Халал»
Стандарт «Халал» победно шествует по стране. Но является ли этот знак гарантией качества? Об этом, а также о том, какие перспективы у правоверного рынка в Казахстане мы поговорили с председателем Ассоциации «халал»-индустрии Казахстана Маратом Сарсенбаевым.Стандарт «Халал» победно шествует по стране. Но является ли этот знак гарантией качества? Об этом, а также о том, какие перспективы у правоверного рынка в Казахстане мы поговорили с председателем Ассоциации «халал»-индустрии Казахстана Маратом Сарсенбаевым.
– Знак «Халал» сейчас можно встретить где угодно: даже жвачка и та – «дозволенная», вместе с ней семечки, питьевая вода и многие другие продукты. Такое впечатление, что из знака качества «халал» превратился в маркетинговый ход...
– В чём-то вы правы. Получить сертификат «халал» очень выгодно бизнесменам. Это мировая тенденция. Мусульман становится с каждым годом всё больше и больше, а как сказал Пророк: «вкушайте еду чистую и дозволенную, не идите по стопам Сатаны, ведь он для вас враг явный». То есть для мусульманина потребление «халал»-продукции – это принципиальный вопрос.
Кроме того, «халал» – это не только духовная пища, но и экологически чистые и безопасные для здоровья продукты. Поэтому сейчас всё больше и больше компаний стремятся получить сертификат «Халал». Например, в Беларуси, где всего 1% населения мусульмане, создана госструктура, отвечающая за развитие «халал»-индустрии. Для чего, казалось бы? Дело в том, что Беларусь производит очень много продуктов, которые должна куда-то сбывать. Страны Азии – очень перспективный рынок, но для того, чтобы успешно конкурировать на нём, нужен сертификат «Халал». И мы когда-нибудь тоже к этому придём. Уже сейчас порядка 30–40% всего казахстанского рынка сертифицировано по стандарту «халал». Дальше эта тенденция будет только усиливаться.
– Но ведь у нас в стране утверждено всего два стандарта «халал»: по мясной и колбасной продукции и по гостиничному бизнесу. Каким образом получают сертификаты производители других продуктов?
– Не мы решаем, что надо сертифицировать по стандарту «халал», а что нет. Такие решения принимаются только Академией фикха, которая имеет право издавать фетву. То есть ведущие учёные исламского мира составляют список того, что подлежит сертификации. Это пищевая и лёгкая промышленность, наука, образование, спорт, туризм, медицина, банкинг, логистика, сфера услуг. В общем, стандарты «халал» можно применить ко всему, что нас окружает.
– Стандарты «халал» можно применить ко всему, что нас окружает. Это пищевая и лёгкая промышленность, наука, образование, спорт, туризм, медицина, банкинг, логистика, сфера услуг.
– В 2011 году, когда Казахстан принимал Азиаду, многие делегации официально заявили организаторам, что приедут только в том случае, если их разместят в «халал»-гостиницах.
Я лично разработал утверждённые в Казахстане стандарты. Первым был стандарт по мясу и колбасе. Потом по гостиницам. Кстати, «халал»-гостиницы – это было требование рынка. В 2011 году, когда Казахстан принимал Азиаду, многие делегации официально заявили организаторам, что приедут только в том случае, если их разместят в «халал»-гостиницах. Потому что для праведного мусульманина важно, чтобы были условия для чтения намаза, принятия омовения, чтобы в холодильнике не было «харам»-продуктов. И ради всего этого мусульманин может пренебречь другими благами. Пришлось в 2011 году в срочном порядке разрабатывать стандарт и внедрять его в нескольких 4- и 5-звёздочных отелях.
Что же касается других стандартов, то они есть в мире, более 50 стандартов разработаны. Мы можем ими пользоваться при сертификации наших компаний.
– Я могу понять, почему может быть нехаляльной, к примеру, гостиница или колбаса. Но вода? Но семечки? Но жвачка?
– Давайте по порядку. Вода – это носитель информации, это знают все. Если на сосуде с водой написать «яд», то она через какое-то время действительно станет ядом. А что мы видим сейчас? Продаётся вода, на бутылках которой изображены языческие символы. Вспомните: самая популярная вода, на ней нарисован символ «инь-ян», это же язычество! Значит, и вода несёт эту языческую информацию. Потребление такой воды – грех не только для мусульман, но и для иудеев, и для христиан. Поэтому и появилась вода «халал». Во время её очистки на предприятии звучат суры Корана, либо сотрудник, запуская процесс очистки, произносит молитву. Но самое главное – вода уже идёт с правильной мирной информацией.
Семечки, мёд, многие другие продукты, сертифицированные по стандарту «халал», ни в коем случае не должны быть генно-модифицированными, содержать в себе другие запрещённые исламом продукты. Сейчас же в мире чего только не делают: вживляют в зерно гены кошек, чтобы грызуны его не ели. А мы, люди, как должны это есть? Знак «Халал» даёт гарантию того, что никаких генетических манипуляций над продуктом произведено не было, либо в производстве продукта не присутствуют генно-модифицированные ингредиенты.
– Сертификат «Халал» выдаётся всего один раз. Если наши контролёры выясняют, что предприятие перестало соответствовать стандарту «халал», мы забираем сертификат без права восстановления.
Жвачка. Один из основных компонентов этого продукта – желатин, а он чаще всего имеет животное происхождение. И тут надо знать: что это за животное было, каким образом оно было забито? Лучше всего, конечно, когда желатин получен из растений, такое тоже сейчас возможно. Знак «халал» даёт гарантию того, что данная продукция безопасна с точки зрения ислама.
– А как вы можете контролировать, насколько соблюдаются предприятием стандарт «халал»?
– В нашем стандартном договоре с предприятием прописано, что мы в любой момент можем прийти и проверить весь процесс производства. У нас разработаны контрольные листы, в которых отражено достаточно много позиций. Наш контролёр их заполняет, руководитель их заполняет. Кроме того, на каждом предприятии мы создаём собственный «халал»-комитет, в который входят профессиональные сотрудники этого предприятия. Они тоже следят за соблюдением стандартов «халал». Я их лично обучаю принципам «халал»-производства.
А ещё надо помнить, что молитва мусульманина, поглощающего пищу с маркировкой «Халал» всегда будет услышана Аллахом. А вот если производитель получил сертификат «халал», но не соблюдает стандарт, то ему придётся держать ответ перед Всевышним. Я всегда говорю бизнесменам, когда вручаю сертификат: «Я теперь буду твою продукцию кушать, и моя духа дойдёт до Аллаха в любом случае, а если ты допустишь присутствие свинины в своей колбасе, и я её съем, грех будет на тебе!».
– Перспектива смертного суда, конечно, пугает, но какие карательные меры можно применить к нерадивому производителю на этом свете?
– В Японии научились из каловых масс получать протеин, который уже даже стали использовать в производстве хот-догов и гамбургеров.
– Сертификат «Халал» выдаётся всего один раз. Если наши контролёры выясняют, что предприятие перестало соответствовать стандарту «халал», мы забираем сертификат без права восстановления.
Кроме аудита предприятия, у нас есть собственная лаборатория на базе национального центра экспертизы. В этой лаборатории мы можем проводить анализ на содержание генно-модифицированных продуктов. В Китае изобретена так называемая говяжья паста, которую можно добавлять в любой другой фарш, и через пару часов и по вкусу, и по цвету, и по запаху вся масса становится говядиной. Только методом иммунно-ферментного анализа можно определить в ней ген свинины. В Японии научились из каловых масс получать протеин, который уже даже стали использовать в производстве хот-догов и гамбургеров. Мы в своей лаборатории можем такие продукты выявлять.
Можем проводить экспресс-тест на содержание свинины в колбасе и на содержание сала. По стандарту «халал», для того, чтобы после свинины работать с говядиной, надо всё оборудование промыть 7 раз и 1 раз очистить солью, тогда всё сало смывается, мы в своей лаборатории можем проверить, соблюдает ли производитель данное требование.
Ещё одна возможность нашей лаборатории – определение алкоголя в продукции. Не секрет, что этиловый спирт используется даже в кондитерских изделиях, ислам же запрещает алкогольную продукцию в любом виде.
– На государственном уровне принят Закон «Об исламском банкинге», правда, он пока не работает с физическими лицами. Но я думаю, что с приходом Келимбетова на пост главы Нацбанка ситуация изменится.
Ну и ещё один вид контроля предприятия, который мы сейчас внедряем, – это видеонаблюдение. Благодаря этому я со своего компьютера смогу смотреть, насколько соблюдаются стандарты на том или ином предприятии.
– Вот вы так категорически настроены против свинины, между тем в производстве колбасы чьё только мясо не используется! В России, например, как-то целый скандал разразился, когда выяснилось, что в некоторых колбасах вместо говядины была кенгурятина. Не исключено, что и у нас такое есть. Это разве не «харам»?
– Я задавал этот вопрос духовенству Казахстана и получил официальную фетву, согласно которой кенгуру – это травоядное животное, значит, потребление его мяса в пищу дозволено.
Вместе с тем стоит понимать, что и в производстве «халал» существуют подделки, не имеющие никакого отношения к компании, чьи данные указаны на упаковке. Это всё должны проверять государственные органы.
– Вы тщательно бдите за процессом производства той же колбасы. А как же процесс реализации? Очень часто в магазинах можно увидеть, когда колбаса «халал» лежит рядом с другой, они даже режутся одним ножом на одной и той же доске. Кто должен за этим следить?
– Мы можем спрашивать только с тех, кто получил сертификат «Халал». Большинство магазинов же пока данный стандарт не поддерживают в силу разных причин. То, о чём вы говорите, называется товарное соседство. Мы беседуем с продавцами, объясняем им. Многие прислушиваются к замечаниям. Но, конечно, не всегда. Мусульманин что может в этом случае сделать? Если сомневаетесь в том, что хранилась продукция правильно, промойте её перед употреблением, можно срезать верхний слой.
Хотя, конечно, я думаю, мы когда-нибудь придём к системному решению данного вопроса. Например, в Кыргызстане принят Закон «О товарном соседстве», в котором чётко прописано то, что продукты «халал» должны лежать отдельно от «харам».
– Вы упомянули Беларусь, в которой создан государственный орган, контролирующий производство «халал»-продукции, теперь Кыргызстан со своим законом... А мы почему отстаём?
– На всё воля Аллаха, всему своё время. У нас есть стандарты, у нас есть система обучения «халал»-менеджеров. На государственном уровне принят Закон «Об исламском банкинге», правда, он пока не работает с физическими лицами. Но я думаю, что с приходом Келимбетова на пост главы Нацбанка ситуация изменится, потому что он был одним из разработчиков этого закона. Это тоже даст большой толчок развитию «халал»-индустрии. Так что всё у нас нормально и идёт своим чередом.