"Закрытие КПК является логическим завершением процесса полной ликвидации внесистемной оппозиции в Казахстане, – говорит политолог Сергей Акимов. – Был чёткий тренд, и в рамках этого тренда КПК однозначно не должна быть представлена ни в каком виде в период будущей электоральной кампании. Собственно поэтому и закрыли. Объективно говоря, у КПК не было никаких шансов в той или иной степени, хотя бы сымитировать борьбу в рамках предстоящих выборов, потому что источники финансирования данной партии в значительной степени исчерпаны. Кроме того, там было очень много у них объективных проблем связанных с имиджем, с дефицитом узнаваемых лидеров. В общем-то делали то, чего все ждали давно. То, что должно было случиться".

По мнению Сергея Акимова, ликвидация КПК необходима была для того, чтобы не придумывать вновь формальные поводы для отказа участия партии в выборах, как это было в двух предыдущих электоральных кампаниях.

"Активность партии в совокупности с общим падением популярности коммунистической идеологии, аполитичностью граждан, привела к тому, что для большинства населения это решение не имеет никакого значения.  Вероятнее всего, подобного рода активизация связана с возможным проведением досрочных парламентских выборов", – считает он.

Директор "Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарёв полагает, что власти ликвидировали КПК из-за подготовки к ближайшим парламентским выборам.

"На мой взгляд КПК убрали именно потому что она давала возможность для легализации заинтересованных оппозиционных сил. Когда-то КПК была тесно связана с "НП "Алга!", которая, как известно, аффилирована с господином Аблязовым. Здесь, видимо, власти опасались, потому что "Алге" не давали долгое время регистрацию, и в конце концов, в 2012 году её тоже запретили. Компартия существовала вполне легально, другое дело, что в организационном плане она сильно ослабла, не вела деятельность. Но, тем не менее, юридически она давала возможность объединиться с любыми политическими силами. Видимо, поэтому, в 2011 году сначала были приняты такие меры как приостановление её деятельности, потом в 2012 году её приостанавливали. Она не могла действовать. В настоящее время, видимо, приняли решение в связи с подготовкой к будущим парламентским выборам, её ликвидировать", – говорит он.

Чеботарёв подчёркивает, что, возможно, на политической арене появятся новые партии.

"Дело идёт к выборам. Не просто, с точки зрения того, чтобы провести очередную парламентскую кампанию, а с точки зрения выстраивания нового расклада сил внутри правящей элиты. В связи с этим, ненужные партии как КПК – ликвидируются. Те, которые нужны, их будут, видимо, переформатировать. Возможно, присоединять к другим партиям, к тому же "Нур Отану" или "Бирлик". Может быть, создадут что-то новое", – предполагает Чеботарёв.

Неучастие Президента РК в сессии Парламента тоже может быть косвенным показателем проведения досрочных выборов, считает политолог. По его мнению, парламентские выборы могут пройти в 2016 году.

"ОСДП фактически остаётся единственной легальной партией оппозиционного плана. Но, другое дело, что по сравнению, например с предыдущими периодами её существования, когда они ещё баллотировались с партией "Азат", конечно, потенциал их серьёзно понизился. Я бы их отнёс к умеренной оппозиции. Если они раньше были, можно сказать, с принципиальной позицией, то сейчас они заняли умеренную позицию. Критикуют власть, но не ведут жёсткую конфронтацию с ней. В частности, Жармахан Туякбай в 2011 году и в этом году не участвовал в выборах Президента. Партия есть, но она не ведёт реальную борьбу за власть. Критикует какие-то отдельные моменты. Понятно, что она будет участвовать в парламентских выборах, тем более, что по Закону "О парламентских выборах" это следует делать", – сказал он.

Отметим, что в интервью агентству "Интерфакс-Казахстан" Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев также указал, что активность в партийных структурах говорит о возможных досрочных парламентских выборах в Казахстане.

"Сейчас мы наблюдаем некую активность в тех или иных партийных структурах. Партия "Ак жол" в лице своего лидера Азата Перуашева уже давно демонстрирует активность, недавно произошла смена руководства в партии власти "Нур Отан", в партии Патриотов также недавно сменили руководителя, в партии "Аыул" также произошла смена руководства. Понятно, что в какой-то степени в этом видится некий сигнал и знак того, что скорей всего подготовка (к досрочным парламентским выборам – "ИФ-К") уже началась", – сказал Сатпаев.

Кроме того, по его словам, "не так давно нейтрализована Коммунистическая партия Казахстана, которую власть рассматривала как более оппозиционную".

"Поле расчищено, оппозиционных сил уже фактически не осталось. С уходом Булата Абилова с политической сцены партия "Азат" также ослаблена. Выходит так, что поле пустое и здесь пока доминируют пропрезидентские партийные игроки", – отметил политолог.

Вместе с тем Сатпаев считает, что тема досрочных парламентских выборов "всё больше заводится в некий тупик".

"Сейчас больше обсуждают, когда должны пройти выборы, но меньше говорят о том, к чему они должны привести, какой состав игроков там должен быть. Наши политические партии не умеют и не готовы работать с общественностью. Поэтому тема досрочных парламентских выборов специально активно обсуждается для того, чтобы отвести дискуссию от более важной темы. Именно темы политического реформирования, реформы партийной и избирательной систем, без которых наш парламент так и будет оставаться нотариальной конторой при администрации президента", – отметил он.

Напомним, сегодня стало известно, что в августе специализированный межрайонный суд Алматы вынес решение о ликвидации Коммунистической партии Казахстана. 

Согласно данным Центризбиркома республики, КПК была зарегистрирована 27 августа 1998 года, перерегистрирована 20 марта 2003 года. Численность КПК составляла 54 246 человек. Партия имела свои отделения во всех областях республики. Членами КПК, главным образом, являлись ветераны войны и труда, рабочие, пенсионеры. Впервые деятельность КПК была приостановлена решением суда в октябре 2011 года, впоследствии данное решение продлевали несколько раз.

Таким образом, в Казахстане в настоящий момент осталось восемь политических партий, три из них – "Нур Отан", КНПК и "Ак жол" – имеют своих представителей в Мажилисе Парламента страны.