Лекарства, субсидии и "Нурлы жер" назвали проблемными направлениями бюджета РК
620 млрд тенге расходов в новом трёхлетнем бюджете Счётный комитет порекомендовал к перераспределению.Одну треть из двух триллионов тенге расходов, заложенных в трёхлетний бюджет Казахстана, порекомендовал перераспределить Счётный комитет по итогам своей предварительной оценки.
Основными проблемными направлениями комитет назвал закупку бесплатных лекарств для населения, реализацию программы "Нурлы жер" и субсидии в агропромышленный комплекс. Об этом в интервью Informburo.kz рассказал член комитета Константин Плотников.
"Мы отсматриваем проект республиканского бюджета на предмет его соответствия приоритетам социально-экономического развития страны. Отбираем различные направления расходов бюджета, которые каждый раз будут наращиваться с учётом ранее проведённой оценки, и анализируем их на предмет обоснованности и эффективности. В основном, конечно же, нас интересует бюджет развития. Мы заинтересованы в том, чтобы проект бюджета был внесён в Парламент более качественным, а Правительство обратило внимание на те вещи, которые надо устранить и сделать бюджет более сбалансированным", – рассказал Константин Плотников.
По его словам, всю основную информацию для анализа предоставляет Министерство финансов, но часто они обращаются и к другим источникам. Также при оценке аналитики просматривают нормативные акты на предмет правовых коллизий, которые могут помешать эффективности освоения средств. При этом законодательно за Счётным комитетом не закреплена функция анализа доходной части бюджета, а также содержания госорганов и иных текущих расходов.
"Почему так? На наш взгляд, основные риски сидят именно при реализации инвестиционных проектов. К примеру, когда идёт строительство водопровода, школ и закупка лекарств для гарантированного объёма медпомощи, мы сравниваем стоимость и проверяем, насколько их финансирование сопоставимо с расходами на них, а также какой эффект мы получим", – добавил он.
Одним из новшеств в этом году стало то, что впервые оценка проектов проводилась в два этапа, то есть Правительство получило время, чтобы доработать проект бюджета с учётом рекомендаций, а позже повторно внести его на рассмотрение. Если это будет закреплено законодательно, то первое заключение предварительной оценки комитет будет вносить 10 августа, а второе – 20 сентября.
"Если сравнивать эффект от предварительной оценки, которая была в прошлом году, то можно сказать, что практически исключена практика закладывания средств на реализацию инвестпроектов одним пулом. Это приводит к тому, что в бюджете деньги уже зарезервированы, а потом министерства и акиматы начинают определять конкретные проекты. По сути получается, что деньги есть, а самих проектов для них ещё нет. Они, может быть, и есть, но не до конца оформлены документы, нет госэкспертизы и так далее. Ещё можно отметить, что бюджетные заявки на различные проекты стали более детализированными, а планирование расходов стало более прозрачным для анализа на обоснованность", – отметил он.
В этом году Счётный комитет представил своё заключение по проекту прогноза социально-экономического развития страны на 2019-2023 годы, лимитам расходов центральных государственных органов и проектам соответствующих бюджетных программ на трёхлетний период. По ним анализировались 10 направлений расходов, на которые планировалось потратить 2 трлн тенге госсредств. И по ним треть средств была рекомендована к перераспределению по итогам оценки.
"Если говорить о том, какие наши рекомендации были приняты, то речь идёт о двух цифрах. На первом этапе мы рекомендовали к сокращению и перераспределению 620 млрд тенге. И из них было учтено 309 млрд на трёхлетний период. Среди основных замечаний – проекты, связанные со строительством 54 школ. Они запланированы в населённых пунктах, где нет дефицита мест и есть низкая наполняемость действующих учебных заведений. На их реализацию в бюджете было заложено порядка 53 млрд тенге", – сообщил член Счётного комитета.
Также по ещё одному проекту 65,5 млрд тенге должны были быть направлены на стимулирование привлечения частных инвесторов для развития сети общеобразовательных школ через механизмы подушевого финансирования для 57 новых частных школ, хотя на них отсутствовали подтверждающие документы о том, что они будут введены в эксплуатацию с 2019 года. Некоторые объекты находились только на этапе обсуждения вопросов о выделении земельных участков.
"Ещё мы обратили внимание, что при строительстве водопровода в сёлах есть несогласованность между Министерством по инвестициям и развитию и Министерством сельского хозяйства. Это приводит к таким ситуациям, когда планируется водопровод внутри населённого пункта, а самого магистрального водопровода, к которому он будет подключаться, ещё нет. Точно также в обратном порядке: строится центральный водопровод, а разводящих сетей внутри села к нему нет. И по таким проектам, стоимость которых оценивается в 16,7 млрд тенге, мы внесли рекомендации", – подчеркнул он.
Также установлено, что в 2021 году из-за того, что акиматы не готовы реализовать инвестпроекты, по сравнению с 2019 годом на 45% снижено планирование бюджетных инвестиций в рамках государственных и правительственных программ.
Кроме того, были даны рекомендации, связанные с превышением порогового значения гарантированного трансферта из Национального фонда (450 млрд тенге), и ограничения по дефициту бюджета (550 млрд). Это, по словам Плотникова, повлекло несоблюдение установленных среднесрочных ориентиров по бюджетным параметрам на один трлн тенге на трёхлетний период.
В целом почти по всем секторам расходов бюджета есть замечания, но есть три направления, которые члены Счётного комитета особенно пристально мониторят ещё с прошлогодней оценки на предмет улучшения ситуации. Первое – это субсидии в агропромышленном комплексе, второе – лекарственное обеспечение и третье – реализация программы "Нурлы жер".
"Министерству сельского хозяйства мы рекомендовали ряд субсидий упразднить, а ряд других разработать для более эффективного стимулирования производителей. Там определённые шаги сделаны, и на сегодняшний день сумма к перераспределению значительно снизилась. По программе "Нурлы жер" снижается планирование расходов как раз-таки одним пулом или с отлагательным условием, о чем мы говорили ранее", – сказал он.
Что касается лекарственного обеспечения, как отметил Плотников, сохраняется проблема, что планирование идёт не по предельным ценам, которые утверждены в Министерстве здравоохранения, а по их фактической закупке ТОО "СК-Фармация".
"Предельные цены должны были стать механизмом сдерживания цен и роста государственных затрат, в том числе при планировании закупок лекарств и их рационального использования. Эта предельная стоимость специально рассчитывается с учётом инфляции, импортозамещения и так далее. Это всё прописано в госпрограмме. Но в данный момент эта норма не работает, потому что стоимость лекарств на этот год закладывается по тем ценам, за какие они покупали в прошлом году", – подытожил член комитета.
Счётный комитет будет продолжать мониторинг по тем 10 направлениям, которые были проанализированы в этом году. По итогом предварительной оценки этого года Счётный комитет выдал 72 рекомендации.
С учётом того, что в конце 2017 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, в комитете ждут детального отчёта от Правительства по поводу изменений бюджета по вынесенным замечаниям.