Крушение самолёта Bek air: почему никто не несёт ответственность за обледеневшее крыло
Лишь косвенная ответственность за необработку крыла лежит на командире борта, сообщили в МИИР.Крылья самолёта Bek Air, потерпевшего крушение в 2019 году, необходимо было обработать перед взлётом, однако, этого не сделали, рассказал директор департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте МИИР РК Болат Науырзалиев.
"При осмотре самолёта, а он высокий, второй пилот говорит: "Я прошёлся рукой, крыло было сухое, как железо". То есть он подумал, что оно сухое, понимаете", – сказал Болат Науырзалиев.
По его словам, обработали лишь стабилизатор, а крыло – нет. Прямую ответственность за необработку крыла установить невозможно, так как нет нормативного акта "Концепция чистого крыла". Такой документ есть во многих странах, в соседней России его приняли в прошлом году.
"Командир принял решение крыло не обрабатывать. Обработка начинается, когда вы сидите в самолёте. После этого командир... что он мог увидеть? Крыло длинное, большое. Увидел ли он всё? Было 6.30 утра, было темно. Возможно, они посчитали, что оно было сухим", – сказал Болат Науырзалиев.
Журналисты поинтересовались, есть ли на командире ответственность за принятое решение.
"На нём косвенная ответственность есть обязательно, но он принял такое решение", – сказал Болат Науырзалиев.
При этом НПА "Концепция чистого крыла" могут разработать КГА и Авиационная администрация, у департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте МИИР таких полномочий нет.
"Я в авиацию вернулся в прошлом году. Я третий руководитель этого управления. Почему оно не принято? Все вопросы в Комитет гражданской авиации и Авиационную администрацию. Мы не занимаемся разработкой НПА. Мы расследуем любые инциденты, происшествия, мы пишем рекомендации. Мы до сих пор не слышим ответ, понимаете? Мы давали рекомендации по определённым авиационным случаям, например, в октября месяце. До сих пор нет ни ответа, ни привета", – сказал Науырзалиев.
Ранее департамент по расследованию транспортных инцидентов в своём окончательном отчёте отметил, что экипаж не осмотрел должным образом самолёт, в особенности переднюю кромку крыла.
"Система управления безопасностью полётов авиакомпании содержит только общие положения и не адаптированные для реализации конкретных мероприятий, что не позволило своевременно выявить риски. На тяжесть последствий повлияло столкновение самолёта с капитальным двухэтажным частным строением. Не были соблюдены действовавшие правила и нормы по контролю и информированию уполномоченного органа в сфере гражданской авиации о строительстве объектов, которые могли угрожать безопасности полётов", – говоритсч в отчёте.
27 декабря 2019 года самолёт авиакомпании Bek Air после неудачной попытки взлёта врезался в бетонный забор и протаранил частный дом под Алматы. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в том числе выпускающий редактор Informburo.kz Дана Круглова. 69 пассажиров получили ранения.
Все материалы об авиакатастрофе можно прочитать здесь.