Доходы от торговли контрабандным алкоголем сбивают с пути истинного даже правильных людей. Вот и организуют «бизнесмены» переправку контрабандной водки и виски с коньяком из Бишкека в Казахстан, а отсюда – в Россию, оставляя государства без налогов, а граждан нередко без здоровья. Преступников ловят, сажают. Но соблазн велик. И вот уже к «делу» подключились новые рекруты. Казахстанские «интеллектуалы» организуют не запрещённую государством, а российские пытаются ввести регулируемую интернет-торговлю алкоголем.

По недавней информации в Петропавловске расследуется уголовное дело «свежесоблазнённого». Начальник управления оперативно-розыскной деятельности службы экономических расследований областного департамента госдоходов подозревается в вымогательстве у предпринимателя $8000 за положительное решение по материалу доследственной проверки и возврат изъятой алкогольной продукции. Суд избрал для начальника меру пресечения, не связанную с лишением свободы, а только с ограничениями на выезд – залог.

ОРГАНИЗАТОРЫ ПОДДЕЛОК АЛКОГОЛЯ ОСТАЮТСЯ НА СВОБОДЕ

Производство спирта и водки – недорогое. А доходы высокие. При себестоимости водки примерно в 200–250 тенге она легально продаётся минимум по 650. Понятно, что при такой норме прибыли подпольное производство неизбежно задавит официальное.

С контрафактным, то есть поддельным алкоголем, ещё проще. «Контрабандный и контрафактный «виски» продаётся на барахолках. «Точки» закрывает полиция, но они появляются снова. Если и ловят таких «коммерсантов», то исполнителей – бывших заключённых, безработных. Организаторы остаются на свободе. В Казахстане частный сыск не узаконен, в России он работает», – говорит управляющий директор компании «Раимбек Алко» Сергей Полухин.

По мнению президента Ассоциации добросовестных импортёров алкогольной продукции Казахстана «АлкоИмпорт» Ляззат Набиевой, контрафактный виски и коньяк «производят» просто. Бутылки из-под алкоголя собирают на свалках, заливают чем-то и продают. Есть и подпольные цеха на легальных заводах. Водку, разлитую «мимо счётчика» в Талгаре, например, для большей безопасности «коммерсантов» продают в Восточно-Казахстанской области.

«Теневым» производителям можно ничего не опасаться. В ближайшее время их ситуация хуже не станет. Из самых благих намерений Министерства юстиции (инициатора закона) и депутатов законопроект «О частной детективной деятельности» будет принят не скоро. В начале февраля депутаты мажилиса опять завернули его, продержав на рассмотрении более года. Они – за расширение полномочий частных детективов и считают, что законопроект требует доработки. Депутаты вносят в проект поправки в объёме, превышающем половину текста документа. «Законопроект переработан концептуально и содержательно… Наш комитет полагает рассмотрение и принятие этого законопроекта в настоящий момент нецелесообразным», – сказал глава Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Рахмет Мукашев на коллегии Министерства юстиции.

КОНТРАБАНДА В КАЗАХСТАН ИЗ КЫРГЫЗСТАНА

По официальным данным, в Казахстан нелегально ввозят 25–30% общего оборота алкоголя. Потери бюджета от такой контрабанды составляют около 3 млрд тенге. Контрабанда из Кыргызстана – ещё одна проблема казахстанских импортёров алкоголя. Они просят правительство усилить контроль над его ввозом.

– Нужно усиливать контроль в приграничных зонах, чтобы не допускать ввоза продукции «серого качества» для коммерческой реализации. За этим никто не следит. Если бы стоял таможенный заслон со стороны Казахстана, этого не происходило бы. Но вы понимаете, что коррумпировать можно любого, – считает г-жа Набиева.

В основном контрабандный алкоголь, поступающий в Казахстан, закупают в двух магазинах дьюти-фри, находящихся на нейтральной приграничной территории с Киргизией: на Кордае и трассе Алматы – Бишкек. И не до двух литров, что официально разрешено, а буквально «газелями».

Крепкого алкоголя в Казахстане потребляют много. В 2014 году производство коньяков составило 7 млн литров, что на 2,5% меньше, чем в 2013 году, сообщил статкомитет Минэкономики. Водки было произведено более 37 млн литров, на 19% меньше, чем в 2013 году. Компании-импортёры алкоголя заплатили в бюджет (налоги и акцизы) в 2013 году 8–10 млрд тенге. За 2014-й точных цифр пока нет.

В 2014 году ставки акциза выросли вдвое. В 2015 – ещё на 20%. Минимальная цена пол-литровой бутылки водки выросла до 650 тенге. Импортный и местный алкоголь подорожал. Контрабандный алкоголь из Кыргызстана обходится намного дешевле казахстанского. Ставки акцизов – намного ниже. Криминальная продукция сбывается в основном на юге Казахстана.

Контрабандным алкоголем торгуют и интернет-магазины. Так сайт alcomag.kz и другие анонсируют себя как магазины duty-free и ведут продажу по интернет-заказам на 50–300% дешевле офлайновых цен. Законом такая торговля не запрещена. Но за качество товара никто не ответит.

Контрабандный алкоголь в Казахстане расходится по небольшим магазинчикам и ресторанам категории «С». «Казахстанским производителям всё равно: их продукцию никто не ввозит контрабандой. Контрабанда больше сказывается на импортёрах. Если везут контрабанду, то не водку «Адиль», а виски «Чивас» или коньяк «Хеннеси». Для официальных импортёров коньяка «Хеннеси» и виски «Чивас» – это потери продаж, объёмов. Для государства – потеря налогов, а для потребителя – риск для здоровья», – пояснила г-жа Набиева.

ИЗ КАЗАХСТАНА – В РОССИЮ

Масштабы контрабанды зашкаливают.В декабре сотрудники таможенного поста «Алмалы – Центр таможенного оформления» департамента госдоходов пресекли незаконный ввоз акцизных марок из Китая. «При досмотре автомашины с товаром обнаружены более 50 коробок с акцизными марками. Предварительно общий вес задержанных марок составляет 2,5 тонны. Согласно напечатанным надписям марки предназначались для оборота алкоголя на территории РФ», – отмечала пресс-служба ведомства. Это ж на сколько бутылок хватило бы 2,5 тонны акцизных марок?

Российские службы, наверно, тоже не бездействуют. А у правительства свои задачи. В России пытаются ввести легальную, регулируемую интернет-торговлю алкоголем. В прошлую среду Росалкогольрегулирование предложило разрешить продажу алкоголя через Интернет. Сейчас она запрещена. Предполагается, что алкоголь смогут продавать только российские компании, желательно находящиеся в городе федерального значения. Минимальный размер уставного капитала такой компании – 10 млн рублей.

Доходы от торговли контрабандным алкоголем – основа бизнеса современных организованных преступных групп, а иногда и легализованных «компаний». По данным экспертов, доля «теневой» экономики составляет в Казахстане от 16 до 40%.