Колледж корыстных технологий
Жомарт Кошкаров, ректор закрытого в прошлом году Жамбылского гуманитарно-технического университета (ЖГТУ) за мошенничество и подделку документов приговорён таразским уголовным судом к 5,5 годам лишения свободы. Его подельник – проректор этого вуза Ашим Жанабай «заработал» на полгода меньше. В результате их аферы государство лишилось двух многоэтажных зданий в центре Тараза.Жомарт Кошкаров, ректор закрытого в прошлом году Жамбылского гуманитарно-технического университета (ЖГТУ) за мошенничество и подделку документов приговорён таразским уголовным судом к 5,5 годам лишения свободы. Его подельник – проректор этого вуза Ашим Жанабай «заработал» на полгода меньше. В результате их аферы государство лишилось двух многоэтажных зданий в центре Тараза.
Летом прошлого года «Мегаполис» писал о конфликте между ректором ЖГТУ Жомарта Кошкарова и Комитетом по контролю в сфере образования МОН («Война за вуз: Минобр против ректора-депутата», 7 июля 2014 г.). Напомним: в рамках программы оптимизации вузов около года назад этот университет дважды подвергался аттестации. Обе попытки защитить свою состоятельность не удались. После этого Комитет по контролю в сфере образования подал иск в экономический суд с требованием лишить университет лицензии на образовательную деятельность и выиграл его. А после этого издал соответствующий приказ о расформировании вуза («Война за вуз. Минобр победил ректора-депутата», 25 августа 2014 г.). К началу нового учебного года многие студенты и преподаватели ЖГТУ были переведены в другие учебные заведения.
Жомарт Кошкаров ещё долгое время всячески пытался спасти свой вуз. Летом прошлого года он сделал сенсационное заявление, рассказав «Мегаполису», что причиной закрытия его университета послужил заказ, сделанный недоброжелателями за его расследования коррупционных схем, якобы существовавших в областном акимате:
– Я поднял непосильную ношу при разбирательстве тех громадных финансовых потоков, которые уходят на сторону из областного бюджета.
Однако ничего конкретного в отношении областной администрации он не сказал, лишь добавил, что «наступит время и будут озвучены цифры и все имена». Но после ни он не расставил все точки над i, ни областные власти не сделали никаких официальных опровержений его обвинений.
Уголовное дело в отношении 44-летнего ректора и его бывшего проректора, 33-летнего Ашима Жанабая, которое вели полицейские, связано с другой историей – попыткой открытия в Таразе первого в Казахстане колледжа информационных технологий. В 2010 году областные власти в лице «дочки» облуправления финансов – АО «НК СПК «Тараз», Национальный холдинг «Зерде» и ЖГТУ подписали соответствующий меморандум. IT-колледж предполагалось разместить в двух многоэтажных зданиях в центре Тараза, когда-то принадлежавших филиалу Международного казахско-турецкого университета. МКТУ после закрытия своего таразского филиала безвозмездно передал эти здания в госсобственность, а затем, по ходатайству областных властей с одобрения Минобразования, в 2012 году они перешли на баланс управления финансов акимата области. Собственно для использования этих зданий под колледж областные власти и выпросили их у государства.
Финансисты, в свою очередь, передали недвижимость своей «дочке» – СПК «Тараз» для увеличения уставного капитала. Соучредителями колледжа должны были стать подписанты меморандума – СПК, ЖГТУ и «Зерде». Однако последний чуть позже отозвал свою заявку на участие в этом проекте, и его место заняло некое ТОО «Адилет МС», учредителями которого являлись мать и супруга Жомарта Кошкарова, а директором – проректор Ашим Жанабай. Было решено, что СПК «Тараз» передаст в оперативное управление колледжу эти 2 здания, ЖГТУ займётся учебным процессом и научной работой, а «Адилету» выпала доля вложиться деньгами в ремонт и подготовку зданий к обучению студентов.
«Интересное» началось в 2011 году. Рассматривавшая это дело судья таразского уголовного суда Анар Исабаева выяснила, что был изготовлен липовый протокол собрания всех учредителей, на котором было принято решение передать эти здания в собственность зарегистрированного к тому времени в органах юстиции нового колледжа. Как выяснилось в суде, бывший на тот момент председателем правления СПК «Тараз» г-н Ногаев свою подпись в протоколе не ставил. В суде чиновник рассказал, что в то время он находился в загранкомандировке в Италии. Немного позднее СПК решило выйти из этого проекта и, соответственно, забрать свои активы, но два здания, как оказалось, уже имели нового хозяина.
Пострадавшие подали исковое заявление в экономический суд о признании недействительным тот протокол собрания учредителей и выиграли его. Затем пострадавшие подали заявление и в полицию с требованием разобраться с подделкой подписей и фальсификацией документов. Судья Анар Исабаева установила, что было подделано ещё и письмо за подписью замглавы СПК «Тараз», которым нацкомпания якобы просила городские власти переоформить на новоиспечённый колледж и земельные участки, на территории которых располагались эти здания. Акимат Тараза, в свою очередь, исполнил эту просьбу, предоставив колледжу возможность выкупить эти участки, а затем выдал госакт на право частной собственности.
На основании представленных доказательств и показаний свидетелей судья Анар Исабаева установила факт незаконного приобретения учредителями колледжа по поддельным протоколам этих двух зданий. Ущерб государству оценили в без малого 131 млн тенге.
«К преступлению непосредственно причастны Кошкаров Ж., как организатор и исполнитель преступления, Жанабай А., как соучастник и исполнитель преступления. Все протоколы составлялись в здании ЖГТУ, там же подписывались формальным секретарём и председательствующим. Вся текстовка документов, а именно – протоколов, составлена Кошкаровым Ж. и Жанабай А. Именно они указывали, как нужно писать и какие слова напечатать в официальных документах которые в дальнейшем дали им возможность безвозмездно завладеть зданиями», – говорится в приговоре суда.
Ашима Жанабая взяли под стражу в зале суда, Жомарт Кошкаров же уже находился под арестом с 25 декабря прошлого года. Приговор ещё не вступил в законную силу, у осуждённых есть право подать апелляционную жалобу.