11 февраля на заседании Комитета по упрощению процедур торговли Всемирной торговой организации (ВТО) в Женеве представители Кыргызстана заявили о торговом ограничении со стороны Казахстана на транзитные товары из Кыргызстана.

"Начиная с марта 2019 года на территории РК наблюдаются значительные задержки в движении транзитных товаров, следующих из Кыргызстана через Казахстан, которые вызваны ужесточёнными проверками со стороны казахстанских властей. Кыргызская сторона подробно ознакомила казахстанскую сторону с критической ситуацией массового скопления автомашин с призывом устранить применяемые торговые барьеры и действовать в рамках установленных ВТО правил", – говорится в заявлении Министерства экономики КР.

На заседании в Женеве представители Кыргызской Республики сообщили членам ВТО о нарушениях и несоблюдении международных правил торговли со стороны Казахстана.

"Действия РК наносят непоправимый вред торговым отношениям Кыргызстана с третьими странами, а также каждому без исключения грузовому перевозчику КР", – заявили в министерстве.

В Комитете государственных доходов (КГД) РК в ответ на жалобу Кыргызской Республики сообщили, что с начала 2019 года на 37 автомобильных пунктах пропуска государственной границы Казахстана со странами ЕАЭС проводят контроль перемещения товаров двойного и военного назначения.

"Товары, ввозимые с территории стран ЕАЭС, облагаются косвенными налогами, взимаемыми налоговыми органами государства, на территорию которого импортируются товары. Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена ЕАЭС, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения", – говорится в ответе КГД.

В комитете заявили, что при перемещении из Кыргызстана в Казахстан и Россию цены на перевозимые товары многократно занижают, в частности, на товары китайского производства – в 10-70 раз.

"За 2019 год с кыргызской стороны по товаросопроводительным документам, оформленным в адрес фиктивных резидентов Республики Казахстан, проследовало более 2,6 тысячи грузовых автомобилей. Кроме того, в Казахстан ввезли товары, заявленные в документах как транзит в Россию на более 4,8 тысячи автомобилей, которые оседали в Казахстан без уплаты НДС", – заявили в КГД.

Из проверенных выборочно 194 грузовых автомобилей недостоверные сведения в сопроводительных документах обнаружили в 191 случае, отметили в комитете.

При этом в КГД считают, что пробки, которые возникают на границе Казахстана и Кыргызстана, не связаны с проверками, проводимыми казахстанской стороной.

"Скопление автотранспортных средств на границе связано с ограниченной пропускной способностью автомобильных пунктов пропуска в плодоовощной сезон или же после праздничных дней при единовременном прибытии грузовых автомобилей. В перспективе этот вопрос решается с помощью запланированной реконструкции пунктов пропуска. Он не связан с проводимыми контрольными мероприятиями", – отметили в КГД.

В комитете добавили, что в Кыргызстане администрирование косвенных налогов проводят аналогичным образом, и таким же проверкам подвергается транспорт из Казахстана.