Казахстанцы против введения индекса благополучия детей. В МОН разъяснили, для чего он нужен
В МОН заверили, что анкетирование будет проводиться только с письменного разрешения родителя ребёнка, анонимно и будет охватывать 0,1% детей.В МОН объяснили необходимость проведения мониторинга для составления индекса благополучия детей.
Проект распоряжения премьер-министра Аскара Мамина об утверждении индекса благополучия детей опубликовали для обсуждения на портале "Открытые НПА" в конце ноября. Документ вызвал широкий общественный резонанс, больше 2,5 тысячи людей оставили комментарии под проектом. Многие казахстанцы высказались против принятия этого НПА.
"Против данного законопроекта. (Он. – Авт.) Нарушает права детей путём проведения психодиагностики, так как дети в этом возрасте ещё не знают свои права и права других по отношению к ним, поэтому могут оказаться под давлением сотрудников школ или других учреждений, действующих не в интересах детей", – написала пользователь портала Наталья Дольберг.
Вопрос о введении индекса благополучия детей также опубликован в блоге министра образования Асхата Аймагамбетова. В МОН разъяснили, что проект индекса благополучия детей нацелен на создание национального мониторинга детского благополучия и ежегодное отслеживание степени эффективности национальной политики по улучшению положения детей в разных сферах.
Индекс состоит из четырёх доменов, 14 компонентов и 52 индикаторов в сферах образования, здоровья, безопасности, социальной защиты, инфраструктуры, экологии. Данные индекса включают:
- общедоступные источники – статистические данные Бюро национальной статистики, Минтруда, Минздрава, МВД, Генпрокуратуры, Минэкологии;
- анонимное электронное анкетирование детей от 10 до 17 лет и их родителей (0,2% от числа школьников);
- анонимное интервьюирование.
Опрос детей от 10 лет проводится с участием родителей или педагогов. Анкетирование будет проводиться только с письменного разрешения родителя ребёнка, анонимно и будет охватывать 0,1% всего детского населения страны.
"В ходе апробации индекса у детей и родителей не возникало сложности, а тестовые мероприятия были положительно оценены родителями. Анкеты детей разработаны с учётом возрастных особенностей, понимания ими окружающего мира, взаимоотношений в семье и социуме, имеют этическое одобрение. Проект индекса получил независимую оценку со стороны казахстанских и зарубежных учёных из разных сфер науки, в том числе социологических наук. Анонимность опроса родителей и детей исключает нарушение Закона РК "О персональных данных и их защите". Опрос детей будет проводиться только с разрешения родителей", – пояснили в министерстве.
В ответе также отмечается, что индекс – это рабочий документ для госорганов для решения социальных и финансовых проблем в сфере детей. Индекс будет рассчитываться по регионам, а не по семьям и отдельным персонам.
"Индекс – это мониторинг. Мониторинг необходим для решения проблем, и нужен Комитету по охране прав детей для усиления межведомственной координации в сфере зашиты детей. По итогам проведённой работы планируется создание интерактивной информационной карты благополучия детей в Казахстане на сайте Комитета по охране прав детей МОН РК", – сообщили в МОН.
В настоящее время разрабатывается концепция карты, в которой будут предусмотрены:
- цель индекса, задачи, закреплённый оператор системы интерактивной карты;
- технологическая основа интерактивной карты;
- масштаб охвата; результаты работы интерактивной карты;
- возможность интеграции системы интерактивной карты с другими государственными системами (к примеру, с ИС "Е-халық"-1, которая позволяет эффективно отслеживать индекс благополучия граждан РК, содержит информацию о необходимости срочного принятия мер).
Любой казахстанец сможет открыть информационную карту и в течение нескольких минут оценить существующую ситуацию, госслужащий сможет понять проблему и разработать мероприятия по её устранению, пояснили в Министерстве образования.
Читайте также:
- В каких регионах Казахстана школьники чаще всего совершают уголовные правонарушения
- Жить экологично: алматинских школьников учат осознанному потреблению