Казахстанцам выгодно переоборудовать свои автомобили под газ. Но насколько это безопасно?
По словам экспертов, большинство СТО в Казахстане не могут проверить, надлежащим ли образом установлено газобаллонное оборудование.Всё больше казахстанцев переоборудуют свои автомобили под газ. Голубое топливо дешевле привычных бензина и дизеля. Чаще всего на нём ездят междугородние перевозчики. И это несмотря на то, что периодически газ бывает в дефиците. Кроме того, чтобы установить на своём автомобиле газ, требуется пройти немало инстанций, сообщает "31 канал".
Асхат Темирбеков занимается междугородними перевозками. Его Hyindai оборудован газобаллонным оборудованием на заводе. Мужчина выполняет рейсы по маршруту Шымкент – Туркестан, этим зарабатывает на жизнь. По его словам, ездить на бензине или дизеле невыгодно.
"Газ – самый экономичный, солярка, бензин сейчас очень дорогие. Поехать из Шымкента в Туркестан выходит примерно 2,5 тысячи – это выгодно", сказал водитель.
Почти 12 тысяч автомобилей в Казахстане заправляются газом. Большинство из них переоборудованы под ГБО. При этом, чтобы переоборудовать машину под газ, нужно пройти несколько инстанций: получить разрешение в уполномоченном органе, затем уже вносить изменения в конструкцию автомобиля на СТО.
"После этого проводятся оценка на соответствие техсостояния, техосмотр и испытания в лаборатории. Там они (владельцы авто. – Авт.) после установки ГБО получают протокол проверки и диагностическую карту", – сказала старший инспектор по особым поручениям КАП МВД РК Арай Толегенкызы.
Но многие устанавливают ГБО в обход правил. Кроме того, как отметили эксперты, проверке подлежит только баллон, хотя он выполнен из невзрывоопасных материалов. Основная опасность исходит от магистрали.
"Снимается баллон, проводится опрессовка, смотрится течь газа, утечка, что невозможно – там всего два клапана. А магистраль остаётся не диагностированной", – отметил председатель республиканской Ассоциации операторов технического осмотра Михаил Будянский.
Автоэксперт Арсен Шакуов подчеркнул, что СТО в Казахстане не имеют законодательных стандартов. А значит, проверить, надлежащим ли образом установлено газобаллонное оборудование, невозможно. По мнению экспертов, необходимо создать стандарты для СТО и лицензировать их, а также обучать специалистов, чтобы машины на газу не были "бомбой замедленного действия".
"Сегодня только четыре официальные точки по Казахстану, которые могут проверить надлежащим ли образом установлено ГБО. У техосмотра сегодня нет права, и никто сейчас не может залезть под машину и проверить, насколько качественно установлено газобаллонное оборудование", – отметил президент Ассоциации безопасного дорожного движения Арсен Шакуов.
При этом СТО за установку газобаллонного оборудования в случае, если оно будет неисправным или загорится, несёт ответственность только в гражданско-правовом порядке – через суд.