Казахстанские подростки рассказали о своих ценностях, сообщает МИА "Казинформ".

В рамках социологического исследования "Поколение независимости: Кто они такие" опросили подростков в возрасте от 14 до 17 лет в пяти городах Казахстана: Шымкент, Павлодар, Атырау, Астана, Алматы.

В рамках исследования провели 1 750 опросов среди школьников. Беседы прошли на базе региональных центров взаимодействия со школами университета Нархоз.

Как отметили исследователи, главной задачей было выявить у подростков жизненные ценности, отношение к образованию и трудоустройству.

"Мы видим доклады международных институтов, они озабочены темой мировоззрения поколения Z. Наблюдается тенденция, что размываются психологические границы между детством, отрочеством, юностью и взрослой жизнью. Такие исследования, как наше, дают понять, какие у будущих абитуриентов, специалистов ценности, как они смотрят на мир", – сказал аналитик Университета Нархоз Данияр Косназаров.

Опрос показал, что наиболее важными ценностями для опрошенных оказались здоровье (10,3%), семья (10,1%) и финансовая стабильность (9,3%). Реже участники исследования называли друзей (9%) и искусство (8,8%).

По мнению подростков, уникальным человека делают личные качества (31,5%), пребывание в поиске (26%) и высокий интеллект (17%). Они доверяют либо родителям и семье (75%), либо никому (14%).

Опрошенные считают, что успешными в жизни людей делает высокий профессионализм (61,8%), трудолюбие (45%) и хорошие связи (43,9%).

"Мы видим тренды. Например, в классическом поведении: связи, работа, диплом, стереотипы того поколения влияют на детей. Даже с точки зрения выбора специальности поколение Х, которое вышло из кризиса, страдает тягой к гипер-опеке, пытается диктовать условия будущего. Но заметно противоречие: родители ждут от детей самостоятельности", – комментирует Данияр Косназаров.

По словам аналитика, исследование показало, что если ребёнок сам поступил в вуз на грант, то у него есть пространство для манёвра. Те, кто материально зависит от родителей, часто и учится для них.