Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации протокола о внесении изменения в межправительственное соглашение с США об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через Казахстан в связи с участием Соединённых Штатов в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана, сообщает "Казахстанская правда".

Протокол был подписан 21 сентября 2017 года в Нью-Йорке. Документ предусматривает включение портов Актау и Курык в маршрут транзита специального груза, что позволит осуществлять железнодорожные перевозки из или в Афганистан через Каспийское море.

"Коммерческий железнодорожный транзит специального груза и сопровождающего персонала должен проходить через следующие контрольно-пропускные пункты:

  • из Российской Федерации/в Российскую Федерацию: Илецк/Жайсан;
  • из Республики Узбекистан/в Республику Узбекистан: Сары-Агач/Келес и/или Бейнеу/Каракалпакия;
  • из Республики Казахстан/в Республику Казахстан: порт Актау;
  • из Республики Казахстан/в Республику Казахстан: порт Курык", – сообщается в протоколе.

Основной маршрут материального обеспечения контингента в Афганистане проходит через Пакистан. Из-за военно-политической нестабильности и существующих разногласий в двусторонних отношениях американская сторона проработала альтернативный маршрут – с территории Азербайджана через Каспийское море на Казахстан, порты Актау и Курык, и далее железнодорожным транспортом на Узбекистан и Афганистан, отмечалось в заключении комитета Сената Парламента по международным делам, обороне и безопасности.

Функционирование такого транзита полностью отвечает интересам Казахстана, заинтересованного построить мир и стабильность в Афганистане, сообщает Sputnik.

Транзит осуществляется на коммерческой основе, то есть американская сторона оплачивает услуги, работу и товары, приобретённые при провозе товаров через территорию Казахстана.

Само соглашение с США об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза в Афганистан Казахстан ратифицировал в 2010 году. Сообщалось, что соглашение регулирует вопросы получения разрешений на транзит, возмещения возможного ущерба, а также вопросы таможенного досмотра и пограничного контроля.

По первоначальному варианту соглашения коммерческий железнодорожный транзит специального груза и сопровождающего персонала осуществлялся через пункты пропуска Илецк, Жайсан (Российская Федерация) и Сары-Агач, Келес и/или Бейнеу, Каракалпакия (Узбекистан).

26 апреля Посольство Казахстана в РФ опубликовало разъяснение по принятому РК протоколу в ответ на утверждения в российских СМИ об использовании военно-морскими силами США казахстанских портов на Каспийском море и даже об открытии военных баз США на территории Казахстана.

В нём сообщается, что в целом в протоколе речь идёт об общих усилиях всего международного сообщества по содействию в стабилизации Афганистана. Как известно, ранее Российская Федерация заключала аналогичное соглашение с США и принимала участие в поставках специальных грузов, под которыми понимается специальная техника без вооружений.