Макет плотины Чукурбулак / Фото informburo.kz

В Алматинской области на реке Хоргос начнут возводить селезащитную плотину Чукурбулак. Примерная стоимость объекта 11,7 млрд тенге.

В Панфиловском районе состоялась торжественная церемония заливки первого бетона и установки памятного знака, символизирующего начало строительства плотины. На мероприятии присутствовала китайская делегация.


Церемония заливки первого бетона плотины / Фото informburo.kz

Плотину построят из грунтовых материалов, а в основе установят железобетонные конструкции ячеистой формы. Высота дамбы составит 50 метров, а объём хранилища – 10 млн кубов.

Идея строительства плотины появилась ещё в 2008 году, когда в Панфиловском районе из-за паводков были серьёзно повреждены некоторые инфраструктурные сооружения: дороги, здания. А после открытия в регионе центра международного сотрудничества "Хоргос" и возведения гидроузла "Достык" дамба стала жизненно необходимой.

"Нам очень долго пришлось уговаривать китайскую сторону. Они вообще сначала считали, что плотина не нужна. Мы более десяти лет их убеждали. Потом долго согласовывали технико-экономическое обоснование, проект, потому что у них немного другая система проектирования и требования. Что касается плотины, то аналогичные сооружения у нас есть на Талгаре и Большой Алматинке. Они хорошо показали себя на практике", – говорит главный инженер проектно-изыскательного института "Казгидро" Юрий Зиневич.


Строить плотину будут специалисты двух стран / Фото informburo.kz

Река Хоргос относится к трансграничным водоёмам. Один её берег находится на территории Казахстана, а другой – в Китае. Хоргос берёт начало у хребтов Джунгарского Алатау и пополняется за счёт ледников, снега, дождей и подземных источников. Река относится к селеопасным водоёмам, поэтому за ней ведётся систематическое наблюдение.

"Китай уделяет огромное значение этому селезащитному сооружению. В июле 2017 года во время визита председателя Си Цзиньпина подписано соглашение, что Китай и Казахстан будут строить совместными усилиями плотину. Мы выполним эти договорённости", – отметил заместитель министра водного хозяйства КНР Тянь Сюебинь.

Вице-министр сельского хозяйства Казахстана Ерлан Нысанбаев отметил, что плотина Чукурбулак будет иметь международный статус, а управлять ею будут специалисты двух стран.

Он подчеркнул, что опыт совместной работы по управлению гидросооружений уже есть. Ниже по реке Хоргос в нескольких километрах от будущей плотины находится гидроузел "Достык", которым управляют специалисты двух стран. Объект сдали в эксплуатацию в 2013 году.


Гидроузел "Достык" / Фото informburo.kz

"Чукурбулак как селезащитная плотина будет обеспечивать безопасность местного населения и таких объектов, как МЦПС "Хоргос", гидроузел "Достык". Также плотина будет обеспечивать водой обе страны в равных долях. Это очень важно для перспективы, для наших потомков. Теперь по этим рекам вопрос уже не будет подниматься", – сказал вице-министр сельского хозяйства РК Ерлан Нысанбаев.

Между тем местные жители из посёлка Баскунши, оказавшиеся в зоне строительства, пока не разобрались в пользе и необходимости возводимой плотины Чукурбулак. Хорошо это или плохо, люди не знают. Говорят, главное, чтобы дамба в случае паводков и селей смогла их защитить.

"Я здесь живу с рождения, но ни разу не видел селей. Да, иногда, когда много снега и дождей, Хоргос переполняется, но вода быстро уходит по реке и арыкам. Сейчас вот рядом будут строить плотину, даже не знаю, как будет складываться ситуация", – поделился мыслями житель Баскунши Жандос Байбосынов.


Жандос Байбосынов / Фото informburo.kz

Его сосед Жексенбай Садвокасов напомнил о трагической истории Кызалагаша, когда стены переполненной дамбы треснули, а потоки воды стёрли с лица земли целый посёлок.

"Сколько здесь живу, а это более 50 лет, не припомню, чтобы были паводки и сели. Зачем там строят, не знаем. Может так нужно", – говорит Жексенбай Садвокасов.

Соглашение между Казахстаном и Китаем о строительстве Чукурбулака подписали в июне 2017 года. Документ ратифицировали через год. Часть плотины будет находиться на казахстанской стороне, другая – на китайской. Возводить дамбу будут специалисты двух стран. Всего на стройке будет задействовано около 2000 рабочих. Объект планируют сдать в эксплуатацию в 2022 году.