Казахские «барби»
Нет ничего нелепее, чем куклы Барби, переодетые в казахские национальные костюмы, причем костюмы, сшитые какими-нибудь кыргызскими умельцами. Между тем именно такие «псевдонациональные» сувениры из-за своей низкой себестоимости не дают развиваться отечественным производителям сувениров и игрушек.Нет ничего нелепее, чем куклы Барби, переодетые в казахские национальные костюмы, причем костюмы, сшитые какими-нибудь кыргызскими умельцами. Между тем именно такие «псевдонациональные» сувениры из-за своей низкой себестоимости не дают развиваться отечественным производителям сувениров и игрушек.
О том, что в рамках Таможенного союза страны-участники могут ввести табу на импорт некачественных игрушек, в частности, из Китая, на прошлой неделе сообщили как российские, так и казахстанские СМИ. Однако, если казахстанские санитарные врачи ссылаются на российских коллег: мол, это их предложение, то сами россияне кивают в сторону… Белоруссии и Казахстана. В частности, как сообщил изданию «КоммерсантЪ» главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, «санитарные власти Беларуси и Казахстана предложили российским коллегам расширить перечень товаров, которые подлежат обязательной госрегистрации при провозе через границу Таможенного союза», имея в виду, в частности, игрушки.
Впрочем, какие такие игры затеяли играть между собой санитарные врачи трех государств, не суть важно. Важно, что подняли вопрос качества ввозимых в наши страны игрушек. Хотя говорить о том, что повально все китайские игрушки опасны для здоровья казахстанских деток, нельзя. Но, даже если вопросов к качеству не возникает, вторым встает вопрос защиты казахстанких производителей. Если малочисленным отечественным производителям выход на мировой рынок – это почти из области ненаучной фантастики, то даже казахстанский рынок и тот закрыт. Самое обидное, что перед иностранными гостями за имидж Казахстана выступают казахские национальные сувениры и игрушки, изготовленные умельцами из Кыргызстана и Китая, и только незначительная часть этой продукции выходит из отечественных цехов и мастерских.
– Конечно, для нас было бы очень хорошо, если бы запретили ввоз иностранных игрушек и сувениров, хотя бы тех, которые представляют так называемый «национальный ряд». Сами посудите: танец цыганочку никто лучше цыганки не станцует, так же национальные казахские куклы и сувениры должны изготавливаться именно казахстанскими мастерами. Зайдите в раскрученные бутики, там стоят переодетые куклы «барби» с абсолютно не казахскими чертами лица, да еще и наряды их совершенно не соответствуют нашим национальным традициям, – говорит художник, владелец мастерской по производству национальных сувениров и игрушек Айнагуль Куангалиева.
На самом деле стоят такие переодетые «барби» намного дешевле, чем куклы, изготовленные отечественными мастерами. С другой стороны, может, вопрос национальных игрушек и сувениров должен урегулировать рынок – то есть голосующий своим кошельком потребитель?
– Нет. Это вопрос государственный. Представьте, сколько иностранцев видят эти «псевдонациональные» сувениры. А это имидж Казахстана. Государство должно помочь нам. Может, предоставить на льготных условиях площади, то есть цеха, или помочь с торговыми площадями. Я, к примеру, хотела взять в аренду бутик на столичном крытом рынке «Артем», а с меня попросили более 160 тысяч тенге оплаты. Откуда у мелкого начинающего бизнесмена такие средства? Пришлось договариваться с другим торговым центром, но здесь, надо признать, проходимость не так высока. Мы с мужем умеем делать настоящие сувениры и игрушки, но нет спонсора, кто помог бы встать на ноги, – сетует Айнагуль Куангалиева.
Крупные магазины сувениров продукцию Куангалиевой принимают с радостью, только готовы платить за неё небольшие суммы. Скажем, если у самого производителя кукла в национальном наряде стоит пять тысяч тенге, то в раскрученных торгово-развлекательных центрах Астаны кукла, произведенная в той же мастерской руками Айнагуль, стоит уже 8–10 тысяч тенге. Причем информацией о производителе, как правило, в этих торговых центрах не делятся.
Ещё пример из жизни. Куангалиева, чтобы защитить своё произведение, зарегистрировала авторские права. И только по одной позиции ей пришлось заплатить государству около 30 000 тенге. Не считая бумажной волокиты. В небольшом бутике Куангалиевых больше двух десятков видов сувениров: верблюжата, другие куклы, фигурки из глины и разные композиции. Чтобы защитить свой, в первую очередь интеллектуальный труд, Куангалиевы должны выложить за регистрацию не менее полумиллиона тенге!