Как-то незаметно, можно даже сказать подковёрно, в конце июля КУИС перешёл из ведения Минюста к МВД. О причинах этого решения никто особо не распространялся. Однако ввиду драматичных событий в зонах Мангыстау и Балхаша они очевидны: Минюст, принявший уголовно-исправительную систему в своё лоно в 2002 году, «не справился с управлением».

Глава Министерства внутренних дел Калмуханбет Касымов на вопрос, что нового намерено внести в работу КУИС его ведомство, ответил лаконично:

– Наведём порядок.

Затем министр пояснил, что его не устраивает в нынешних «порядках», царящих на зонах.

– Понятно, что во всех колониях прошло послабление самого режима, – считает Калмуханбет Касымов. – Колония как таковая должна держать порядок. Вы знаете, что было в Мангыстау, в Балхаше. Расследование показало, что, по сути дела, контроля нет. Поэтому глава государства принял решение о передаче (КУИС. – Авт.) нам. Сейчас мы принимаем его к себе и, я так думаю, мы наведём там порядок. Сделаем всё, как должно быть.

Между тем правозащитники возмущены решением передать КУИС МВД. Так коалиция казахстанских НПО против пыток выступила с заявлением, что такое решение не соответствует ни концепции правовой политики, принятой Казахстаном и направленной на гуманизацию пенитенциарной системы, ни международным обязательствам нашей страны. Ведь во всём мире система наказания, управляемая полицейским ведомством, считается самой репрессивной. Именно под нажимом международной правозащитной общественности девять лет назад КУИС был передан Минюсту, то есть гражданскому ведомству. И вот теперь казахстанские омбудсмены полны нехороших предчувствий: не превратится ли КУИС под крылом «карательного» министерства в закрытую систему? Министр Касымов уверяет, что правозащитники волнуются зря.

– Во-первых, мы ратифицировали многие международные конвенции о пытках, – перечисляет глава МВД. – Во-вторых, у нас есть всевозможные инструменты общественного контроля. Это омбудсмен, общественный совет, мы работаем со всеми правозащитными организациями и НПО. Пожалуйста, мы будем их допускать в колонии, никаких вопросов нет.

Ну не доросли казахстанские заключённые до демократии, сетует Калмуханбет Касымов. В частности, министр делится впечатлениями от посещения колонии строгого режима в селе Долинка Карагандинской области.

– Из 882 человек 750 ходят в своей одежде, – негодует министр. – Мы оттуда вывезли на четырёх машинах запрещённые предметы. Вы представляете, что это такое? Это ковры, холодильники, телевизоры, компьютеры. То есть это о чём говорит? Что они особо-то и не отбывают наказание. Потом они возмущаются, что им не разрешают в свободное время свободно перемещаться по территории колонии. Эти все вопросы мы будем ставить на место.

Между тем правозащитники недоумевают: о каком таком послаблении режима для казахстанских заключённых говорит министр внутренних дел?

– Согласно международным стандартам, условия содержания заключённых в Казахстане признаются жестокими. И именно это является причиной бунтов, а отнюдь не послабление режима,– говорит директор Астанинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека Анара Ибраева. – И нам, напротив, необходимо принимать меры в части гуманизации и улучшения условий их содержания. И нашим полицейским чинам необходимо осознать, что лишение свободы предполагает только лишение свободы, но не каких-то других прав. Человек должен отбывать наказание в нормальных условиях, а не вместе с крысами, он не должен кушать просроченные продукты, не должен привлекаться к рабскому принудительному труду или, напротив, сидеть без работы, глупеть и деградировать.

Заявление министра Касымова, пообещавшего навести порядок на зонах, Анара Ибраева расценивает как «очень серьёзное», к которому следует относиться с большой настороженностью. Тут уж практически не остаётся сомнений в том, что передача пенитенциарной системы в МВД ухудшит положение осуждённых, приведёт к ещё большим репрессиям и ущемлению их прав, уверена правозащитница.

Между тем в официальном ответе на наш вопрос, не намерено ли полицейское ведомство закрутить гайки, дабы навести порядок в КУИС, МВД сообщило следующее: «Вопросы ужесточения режима для заключённых в связи с переходом КУИС из одного ведомства в другое исключены в связи с тем, что компетенции уголовно-исполнительной системы и МВД чётко разграничены. Находясь в структуре МВД, КУИС будет сохранять свою самостоятельность с вертикальным подчинением», – говорится в письменном ответе начальника департамента государственного языка и информации МВД Нурдильды Ораза.

В конце концов, подчёркивает Калмуханбет Касымов, в очень многих странах КУИС находится в ведении Министерства внутренних дел. Такая практика, по его словам, распространена в Латинской Америке, арабских государствах и в странах СНГ. И никто трагедии из этого не делает. Вот только, согласитесь, примеры, приведённые министром внутренних дел, не самые удачные.

Сколько зека ни корми…

До чего дошёл прогресс! Зеки-беглецы устраивают видеоконференции для журналистов. Инновационные технологии бросают вызов уголовно-исправительной системе, а вот готова ли она к этому? Пока что пресса пестрит упоминаниями о причастности сотрудников КУИС к побегам заключённых.

15 августа из колонии строгого режима в селе Долинка Карагандинской области сбежали трое заключённых. Спустя сутки двоих из них удалось задержать, а третий Ерсаин Байхатов посредством Всемирной сети вышел на связь с журналистами. В своём видеообращении заключённый рассказал об издевательствах, которым он вместе с товарищами якобы подвергался в колонии: по заверениям Ерсаина Байхатова, их пичкали слабительным и травили слезоточивым газом. После этой «минуты славы» беглец добровольно сдался полиции.

Примечательно, что осуждённые в один голос утверждают, что сбежать им помогли сами сотрудники колонии. Якобы контролёр передал им пассатижи, с помощью которых заключённые открутили решётки окон штрафного изолятора, где они содержались перед побегом. По этому факту уже возбуждено уголовное дело, сообщил порталу zakon.kz источник в правоохранительных органах.

Кроме того, не осталась без внимания и записка, которую беглецы адресовали председателю КУИС Султану Кусетову. В ней заключённые в подробностях рассказали о царящем в колонии произволе. Это якобы стало поводом для служебного расследования, по итогам которого было возбуждено уголовное дело по факту превышения служебных полномочий, сообщает портал zakon.kz.

Сюжет о пособничестве сотрудников КУИС в побеге заключённых отнюдь не нов. Так в январе нынешнего года подобный случай произошёл в СИЗО Атырау. Тогда сотрудники следственного изолятора «намеренно оставили открытыми двери камер режимного корпуса».

Впрочем, и тогда всё закончилось благополучно: беглецов задержали, а куисовцы были осуждены за халатность и злоупотребление должностными полномочиями, о чём на днях сообщила Генпрокуратура. Дежурный – помощник начальника СИЗО Айболат Сундетов сел на 3 года за то, что «устраивал сквозняки» на режимном объекте. А трое его коллег Мереке Искендиров, Асхат Утекешов и Адильхан Джумагазиев были приговорены к одному году ограничения свободы.

Ирония судьбы Каирболата Ескалиева

Бывший зампред КУИС Каирболат Ескалиев, обвинявшийся в хищении средств, выделенных на строительство следственных изоляторов в Уральске, Семее и Усть-Каменогорске, получил полтора года лишения свободы и теперь сполна насладится прелестями пенитенциарной системы, в создании которой принимал непосредственное участие.

Напомним, что финпол заявил о расследовании этого уголовного дела ещё в октябре прошлого года. «Паровозом» вслед за экс-зампредом КУИС пошли начальник финансово-экономического управления комитета Батырхан Суттыгожанов, начальник управления ресурсного обеспечения ведомства Вячеслав Цикунов, а также руководитель фирмы «Астана Жоба Курылыс» Ерлан Беккожа. По версии финансовых полицейских, эта компания приятных людей «распилила» 300 млн тенге, выделенных из госказны на разработку проектно-сметной документации (ПСД) для строительства СИЗО в трёх регионах, а по назначению истратила лишь 13 млн тенге.

Как выяснилось в ходе следствия и судебного разбирательства, компания «Астана Жоба Курылыс» вообще не имела права участвовать в конкурсе госзакупок на разработку вышеуказанной ПСД. При этом господа Ескалиев, Суттыгожанов и Цикунов оказывали давление на своих подчинённых, чтобы они подписывали липовые акты выполненных работ. Кроме того, экс-руководство КУИС заключало дополнительные соглашения с другими учреждениями и предпринимателями для проведения государственной и экологической экспертизы проектов, а также изыскательских работ, хотя все эти работы должна была выполнять компания «Астана Жоба Курылыс», и деньги за них были аккуратно перечислены фирме.

Самый большой срок получил директор «Астана Жоба Курылыс» – его осудили на 5 лет лишения свободы с конфискацией. По два года с конфискацией имущества получили Батырхан Суттыгожанов и Вячеслав Цикунов. Кроме того, оба чиновника на четыре года лишены права занимать должности на госслужбе.

Любопытно, что о нерадивых куисовцах вспомнили именно на прошлой неделе, когда пенитенциарная система благополучно перекочевала из лона Министерства юстиции под патронаж Министерства внутренних дел. Словно намёк: дескать, поглядите, как распустился КУИС под крылом гражданского ведомства. Уж в МВД-то дисциплину наведут!

Между тем, как сообщил нам начальник департамента государственного языка и информации МВД Нурдильда Ораз, процесс приёмки-передачи всего многомиллионного хозяйства КУИС – зданий, техоборудования, автотранспорта и служебной документации – из Минюста в МВД практически завершён. Что до сотрудников пенитенциарной системы, то, как заверяют в Министерстве внутренних дел, на этот раз обошлось без жертв – все они без исключения переназначены в МВД. Может быть, в полицейском ведомстве их научат тому, что «распиливать» бюджетные деньги нехорошо?