Директор фармацевтической компании ТОО "Мерусар и К" Марат Маханов на пресс-конференции в Астане рассказал о проблемах, возникших после заключения договора о госзакупках с областным кардиологическим центром Шымкента. Руководство больницы отказалось принимать заказанные у компании кардиохирургические наборы для экстренного шунтирования и подало в суд.

По словам Марата Маханова, открытый конкурс на поставку этих изделий объявили в сентябре 2018 года. ТОО выиграло тендер, договор подписали 1 октября. Поставить первую партию компания должна была уже 5 октября.

"Не успело на договоре перо обсохнуть, заказчик стал требовать, что бы мы им срочно поставляли. Хотя для производства этих изделий необходимо определённое время. Но мы вынуждены были отправить имеющуюся на складе продукцию, которая их не устроила. Мы также изготовили всю партию, отправили в декабре, но опять наш товар не принимают. Он до сих пор находится в Шымкенте", – рассказал Марат Маханов.

Юрист компании Алимбек Алибаев утверждает, что срок поставки кардиохирургических комплектов определили до 31 декабря, и никаких поэтапных поставок не предусматривалось. В ТОО не понимают, почему заказчик сразу после заключения договора потребовал незамедлительной поставки товара.

Когда первая партия товара не устроила руководство кардиологического центра, заказчик обратился в суд, требуя признать ТОО "Мерусар и К" недобросовестным участником госзакупок. Разбирательство назначили на 28 декабря.

Если суд удовлетворит иск кардиологического центра, 120 человек останутся без работы. Свою модернизацию предприятие проводило за счёт заёмных средств, то есть "Мерусар и К" имеет ежемесячные финансовые обязательства.

"Эта ситуация может в буквальном смысле камня на камне не оставить от нашей компании", – добавил он.

Коммерческий директор ТОО Лейла Маханова рассказала, чем именно не устроил заказчика предоставленный товар. К примеру, покрытие на аппаратуру. Согласно договору, оно должно быть прозрачным, но степень прозрачности там не оговаривалась.

"Но нам уже после поставки выдвигают замечание, мол, покрытие недостаточно прозрачное. Затем отверстие на чехле должно быть 35-39 сантиметров. Мы действительно сделали этот чехол таким, каким требуется, 35 см. Но нам в центре заявляют: нет, оно у вас не 35 см, оно у вас 57 см. Чем они замеряли это отверстие, я не знаю. Мы замеряли соответствующей ГОСТУ линейкой", – сказала Лейла Маханова.

Ещё один пункт – шприцы. Национальный центр экспертизы выдал по ним заключение о безопасности и никогда, по словам Лейлы Махановой, они не вызывали нареканий. Но именно в кардиологическом центре в Шымкенте при использовании один из шприцов сломался. Ещё одно замечание было по ангиографической простыне. Компания изготовила её, исходя из технических характеристик, однако в центре сказали, что она недостаточно впитывает.

"Такие комплекты мы выпускаем с 2016 года. За весь этот период изготовлено 20 тысяч комплектов для лечебных учреждений Казахстана. Это такие крупные фонды, как UMC в Астане, Рудненская городская больница, Костанайская областная больница, Алматинская многопрофильная больница, седьмая клиническая больница, павлодарский кардиоцентр, ННМЦ Астаны – никогда претензий к качеству нашей продукции не было", – сообщила Лейла Маханова.

У главного врача шымкентского кардиологического центра Спандияра Бекжигитова другая версия конфликта. По его словам, компания выиграла тендер в августе, а в сентябре уже должна была поставить товар. Когда ТОО поставило первые кардиохирургические комплекты, специалисты больницы не приняли их. Товар не соответствовал техническим спецификациям, и поставщик обещал всё исправить.

"Мы написали об этом начальникам горздрава, облздрава. У нас экстренная служба, работа из-за этого встала, смертность увеличивается, пациенты жалуются, даже написали жалобу в Минздрав на нас – мол, это мы не решаем вопрос. Мои специалисты не принимали этот товар, а я не могу заставить. Мы товар примем, а потом нас будут проверять и скажут: коррупция. У меня не две головы, чтобы пойти на это. Я понимаю, что они ("Мирусар и К". – Авт.) отечественный производитель, но ведь должны соответствовать требованиям. Закон есть закон. Не я придумал это всё", – сказал Спандияр Бекжигитов.

Он утверждает, что с компанией оговаривался график поставки. Первый исправленный товар, по его словам, пришёл в больницу 13 декабря. Врачи вместе с представителями компании испытали наборы.

"Там опять – постельное бельё не соответствует, жидкость и кровь пропускает. Не соответствуют катетеры. Шприц даже во время исследования сломался в их присутствии. Их руководство признало это, мы подали в суд. Процесс назначали на 14 декабря, но никто из "Мерусар и К" не пришёл, в итоге суд отложили на 28 декабря. Я им говорил – давайте разберёмся в суде, не будем откладывать", – сказал Спандияр Бекжигитов.

Фармацевтическая компания "Мерусар и К" создана в 2001 году в Павлодаре. Основной вид деятельности ТОО – производство одноразовых изделий медицинского назначения для хирургии, интервенционной кардиологии, травматологии, акушерства, гинекологии и других областей медицины.