Невозвратных билетов не существует, напомнила казахстанцам президент РОО "Национальной лиги потребителей" Светлана Романовская.

Продавец, согласно новым поправкам, при возврате может удержать не более 30% стоимости. Но казахстанцы этим пользуются далеко не всегда, а зря, ведь доказать свою правоту часто совсем не сложно, заверяют общественники.

В договоре не должно быть пунктов, так или иначе ущемляющих права потребителя. Невозвратность билетов как раз является таким пунктом, на основании которого можно смело подавать иск о недействительности договора.

"Массу исков подают по самым разным ситуациям: от работы КСК до качества продуктов, и всё больше мы выигрываем на основе действующего законодательства. Часто достаточно одного звонка, чтобы разрешить проблему, сначала мы применяем медиацию, только в исключительных случаях подаём иски в суд", – сказала Романовская.

Часто в договоре поставщик товара или услуги пытается навязать покупателю то, в чём он совершенно не нуждается. Романовская рассказала о случаях, когда казахстанцы внезапно для себя так подписывали кредитный договор.

"Национальная лига потребителей в этом году отмечает 25-летие и весь год предоставляет всем желающим возможность получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам, касающимся нарушений прав потребителей", – сообщила Романовская.

Штрафы за нарушение прав потребителей, по её словам, в большинстве мизерные и никак не влияют на желание поставщиков товаров и услуг меняться. Повлиять на ситуацию сможет только сильное потребительское общество, считает Светлана Романовская.

"Американец, например, ни за что уже не пойдёт в заведение, если знает, что там плохо. А у нас могут идти в одну и ту же химчистку, которая портит тебе вещи, хотя вокруг ещё десять таких химчисток. Нужно понимать свою ответственность: когда вы тратите деньги, вы поддерживаете добросовестного, либо недобросовестного продавца. Рядом Китай, и так мы просто можем стать свалкой для некачественных товаров", – пояснила она.

Она отмечает, что раньше была проблема с тем, чтобы нанять хороших юристов для защиты своих прав, но теперь все издержки в полном объёме возмещаются проигравшей суд стороной.

"Доказать, что тебя обсчитали, например, не составит труда, нужно просто иметь на руках фотографию ценника и чек. Возвращают деньги без суда", – поделилась она опытом.

Президент Лиги потребителей рассказала о самых массовых проблемах в этой сфере на сегодня. В прошлом году было установлено, что 40% детских игрушек в Казахстане не соответствуют стандартам качества. Производители заплатили небольшие штрафы, что не мешает им снова завозить в страну опасные игрушки.

Никаких мер государством не принималось и по вопросу качества школьных парт в Казахстане, которые, по словам Светланы Романовской, вызывают у детей сколиоз.

Для решения проблемы с составом продуктов питания, из-за которой возникают споры между продавцом и покупателем, Лига потребителей предлагает ввести соответствующую маркировку на упаковках. Красным цветом помечать товары с высоким содержанием соли, сахара, трансгенных жиров, жёлтым – продукты средней вредности, зелёным – полезные, безопасные для всех продукты.

Она рассказала о парадоксальной системе, по которой уже много лет казахстанцы оплачивают услуги лифта в многоэтажных домах. Сумма в квитанции складывается из количества квадратных метров в квартире, а не из высоты этажа, на котором она расположена. То есть обладатель большой жилплощади на 5-м этаже платит в конечном счёте больше, чем житель однокомнатной квартиры на 19-м.

Национальная Лига потребителей была основана в 1992 году с целью обеспечивать безопасность потребляемых казахстанцами товаров и услуг. За 25 лет общественная организация выиграла в пользу потребителей почти 2,5 тысячи исков на сумму около 600 млн тенге.