Как защитить права потребителей одним звонком, рассказала Светлана Романовская
Светлана Романовская призывает казахстанцев быть ответственными за то, какие компании они поддерживают своими деньгами.Невозвратных билетов не существует, напомнила казахстанцам президент РОО "Национальной лиги потребителей" Светлана Романовская.
Продавец, согласно новым поправкам, при возврате может удержать не более 30% стоимости. Но казахстанцы этим пользуются далеко не всегда, а зря, ведь доказать свою правоту часто совсем не сложно, заверяют общественники.
В договоре не должно быть пунктов, так или иначе ущемляющих права потребителя. Невозвратность билетов как раз является таким пунктом, на основании которого можно смело подавать иск о недействительности договора.
"Массу исков подают по самым разным ситуациям: от работы КСК до качества продуктов, и всё больше мы выигрываем на основе действующего законодательства. Часто достаточно одного звонка, чтобы разрешить проблему, сначала мы применяем медиацию, только в исключительных случаях подаём иски в суд", – сказала Романовская.
Часто в договоре поставщик товара или услуги пытается навязать покупателю то, в чём он совершенно не нуждается. Романовская рассказала о случаях, когда казахстанцы внезапно для себя так подписывали кредитный договор.
"Национальная лига потребителей в этом году отмечает 25-летие и весь год предоставляет всем желающим возможность получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам, касающимся нарушений прав потребителей", – сообщила Романовская.
Штрафы за нарушение прав потребителей, по её словам, в большинстве мизерные и никак не влияют на желание поставщиков товаров и услуг меняться. Повлиять на ситуацию сможет только сильное потребительское общество, считает Светлана Романовская.
"Американец, например, ни за что уже не пойдёт в заведение, если знает, что там плохо. А у нас могут идти в одну и ту же химчистку, которая портит тебе вещи, хотя вокруг ещё десять таких химчисток. Нужно понимать свою ответственность: когда вы тратите деньги, вы поддерживаете добросовестного, либо недобросовестного продавца. Рядом Китай, и так мы просто можем стать свалкой для некачественных товаров", – пояснила она.
Она отмечает, что раньше была проблема с тем, чтобы нанять хороших юристов для защиты своих прав, но теперь все издержки в полном объёме возмещаются проигравшей суд стороной.
"Доказать, что тебя обсчитали, например, не составит труда, нужно просто иметь на руках фотографию ценника и чек. Возвращают деньги без суда", – поделилась она опытом.
Президент Лиги потребителей рассказала о самых массовых проблемах в этой сфере на сегодня. В прошлом году было установлено, что 40% детских игрушек в Казахстане не соответствуют стандартам качества. Производители заплатили небольшие штрафы, что не мешает им снова завозить в страну опасные игрушки.
Никаких мер государством не принималось и по вопросу качества школьных парт в Казахстане, которые, по словам Светланы Романовской, вызывают у детей сколиоз.
Для решения проблемы с составом продуктов питания, из-за которой возникают споры между продавцом и покупателем, Лига потребителей предлагает ввести соответствующую маркировку на упаковках. Красным цветом помечать товары с высоким содержанием соли, сахара, трансгенных жиров, жёлтым – продукты средней вредности, зелёным – полезные, безопасные для всех продукты.
Она рассказала о парадоксальной системе, по которой уже много лет казахстанцы оплачивают услуги лифта в многоэтажных домах. Сумма в квитанции складывается из количества квадратных метров в квартире, а не из высоты этажа, на котором она расположена. То есть обладатель большой жилплощади на 5-м этаже платит в конечном счёте больше, чем житель однокомнатной квартиры на 19-м.
Национальная Лига потребителей была основана в 1992 году с целью обеспечивать безопасность потребляемых казахстанцами товаров и услуг. За 25 лет общественная организация выиграла в пользу потребителей почти 2,5 тысячи исков на сумму около 600 млн тенге.