Как яхту назовёшь, так она и поплывёт
Астанчане – народ творческий. Не успевают архитекторы спроектировать, а строители построить новое здание, а горожане уже придумывают ему оригинальное название. Причём, как показывает многолетняя практика, народный нейминг не только делает строение известным и популярным, но даже в какой-то степени предопределяет его судьбу. Вспомнить хотя бы неоднократно горевшую «Зажигалку».Астанчане – народ творческий. Не успевают архитекторы спроектировать, а строители построить новое здание, а горожане уже придумывают ему оригинальное название. Причём, как показывает многолетняя практика, народный нейминг не только делает строение известным и популярным, но даже в какой-то степени предопределяет его судьбу. Вспомнить хотя бы неоднократно горевшую «Зажигалку».
– Когда я первый раз в Астане была, друзья мне экскурсию устроили. Что меня поразило больше всего, так это то, что для каждого интересного в архитектурном плане здания в этом городе есть своё название, – вспоминает архитектор Лейла Рахимжанова.
В анналы столичной истории вошли такие названия, как «Зажигалка», «Чупа-чупс», «Доллар», «Титаник» и другие. Но город растёт, появляются новые здания, а с ними – новые названия.
Несколько лет назад был построен офис АО «Казахстан темир жолы». Как именно называли своё творение авторы – уже никто и не вспомнит, зато «народное» название двух разновысотных башен становится всё популярнее. Теперь обитель железнодорожников астанчане называют не иначе как «Твикс».
Вообще, как отмечают водители такси, несколько названий одного здания – это современные реалии столицы. Равно как и одно название на несколько строений.
– Ну вот, скажем, «Чупа-чупсом» и Байтерек назвать могут, и памятник перед Минфином. Поэтому я всегда уточняю у таких пассажиров, к камому именно «Чупа-чупсу» им надо. А дворец искусств «Шабыт» кто-то называет «Пепельницей», а кто-то «Горшком», – говорит таксист Азамат.
Не до конца определились горожане и с именем для Дворца независимости, что рядом с «Шабытом». Кто-то здание называет «Мыльницей», кто-то «Тортом». Тут, видимо, всё зависит от того, с какой стороны к зданию подъехать. Если в поле зрения попадает «Горшок» – «Шабыт», то ассоциации возникают исключительно сантехнические и логично название «Мыльница». Если же встать так, чтобы в одном ансамбле был Дворец мира и согласия, он же – «Пирамида» или «Чайный пакетик», то иначе как «Тортом» спорное здание не назовёшь.
Несколько имён и у недавно открытого «Назарбаев центра». Для одних это «Фонарь», для других – «Прожектор», для третьих вообще «Глаз Циклопа».
Неподалеку от «Назарбаев центра» стоит Центральный концертный зал «Казахстан». Автор проекта предполагал, что его строение похоже на полураскрывшийся бутон розы. Но суровым и, видимо, голодным астанчанам в каменных завитках видится кочан капусты. Так это здание теперь и называется – «Капуста».
Буквально через дорогу расположились «Кубик» – Эталонный центр и, пардон за бурную фантазию граждан, «Унитаз» – бизнес-центр «Москва». Есть на левобережье Астаны также «Вёдра» – бизнес-центр «Алтын Орда», «Три пьяных прораба» – ЖК «Северное сияние», «Матрас», он же «Тельняшка» – комплекс зданий на Водно-зелёном бульваре, «Яйцо» – Национальная библиотека…
По мнению Лейлы Рахимжановой, столичные граждане порой в своём стремлении каждому зданию придумать неформальное название иногда переходят границы приличия.
– Существует много исследований, доказывающих, что слова обладают незримой и могущественной силой. Посмотрите в Интернете, как меняется структура молекулы воды, если над стаканом произносить ругательства. Так и со зданиями, – уверена она.
Самый известный столичный пример того, как имя предопределило судьбу здания, – пожары в «Зажигалке». А чего можно ждать от «Мыльницы» или, того хуже, «Унитаза»? Может, и впрямь надо астанчанам умерить свой творческий пыл и предоставить право нейминга важных строений профессионалам? Ну хотя бы в качестве эксперимента.