Как в правительстве любовь к кэшу хотят ограничить
Дедолларизация наступает – на минувшей неделе министр нацэкономики Ерболат ДОСАЕВ сообщил, что в Казахстане ограничат сделки по авто и недвижимости за наличный расчёт. По мнению членов Кабмина, именно на этот сегмент приходится большая часть сделок «живыми» деньгами – чаще всего долларами, которые по факту остаются в тени. В ближайшее время от правительства следует ждать соответствующего запретительного документа. Эксперты усматривают в грядущих изменениях очередную победу банковского лобби. «В период кризисов единственные, кто остаётся в выигрыше в Казахстане, это банки второго уровня. С введением запрета на сделки наличным способом они получат дополнительные доходы благодаря взиманию немалых комиссий за транзакции», – говорят специалисты.
В контексте нынешней сложной экономической ситуации, когда рядовым казахстанцам прописана экономия во всём, подобные меры вряд ли можно назвать целесообразными, делится мнением председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков.
Сам Эдоков против любых ограничений подобного рода.
– Это моё личное дело – рассчитываться «живыми» деньгами или другим способом. И проблему с теневыми доходами надо было решать не запретительным методом, а сделать так, чтобы людям было выгодно продавать собственность за безналичный расчёт. Например, банки, удерживая процент за транзакции, могли бы доплачивать клиенту за операции по безналу, – рассуждает эксперт.
Председатель наблюдательного совета объединения «Казпотребнадзор» Талгат Абдижаппаров отмечает: с точки зрения наполнения тенговой массы, возможно, ограничение на сделки наличными – правильное решение.
Эксперт считает, что введение обязательных операций по безналичному расчёту вызовет неудобства у сельчан, которые привыкли работать с наличными деньгами.
– Хотя, сколько бывал за рубежом, люди редко производят оплату наличными. И безналичный расчёт, по большому счёту, – общепринятая в мире культура, которая должна касаться не только граждан, но и юридических лиц. Таким образом, надо выводить из тени всю экономику, а не только рынок недвижимости и автомобилей, – уверен Талгат Абдижаппаров.
При этом в основе грядущих изменений в нашей стране, полагает глава «Казпотребнадзора», лежит банковское лобби.
– В последнее время множество решений – что касается вливаний денег в экономику, госпрограммы, поддержку бизнеса – везде операторами выступают банки второго уровня. Они ничего не делают без вознаграждения, получают минимум 2–3% комиссий, имеют определённую маржинальность. И в очередной раз эти финансовые институты пролоббировали выгодное для себя решение по обслуживанию карточек, счетов. Между тем казахстанцев ограничение на сделки с наличными сделает заложниками ситуации, когда к отечественным банкам нет полного доверия, а положение тенге и доллара до сих пор неясно, – считает Абдижаппаров.
Между тем главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Вячеслав Додонов видит в ограничении сделок с наличными больше плюсов, чем минусов.
Особых проблем для населения в грядущих изменениях эксперт не видит – скорее, наоборот, это повысит надёжность сделок для покупателей, полагает Додонов.
– Передавая деньги из рук в руки, мы рискуем больше, чем когда осуществляем безналичные платежи, в которых указаны все реквизиты. Ограничение на сделки с наличными, возможно, ущемляет в чистом виде личные свободы людей, однако в целом это, скорее, надуманная проблема. Другой вопрос, что лимитирование сделок с наличными не повлияет кардинальным образом на дедолларизацию. Если человек верит в доллар и не верит в тенге, то накопления он будет делать в валюте США, храня средства в том числе на долларовом депозите. А перед покупкой квартиры или транспорта он просто будет конвертировать свои накопления в тенге и рассчитываться также будет в тенге. Но накопления всё равно будут делаться в иностранной валюте, – заключает экономист.