Автомат Калашникова в Казахстане можно купить за 8 тыс. 820 тенге, боевую машину пехоты за 2 млн 210 тысяч. Если кому-то понадобится бронированный тягач БТС-4, то и его можно свободно приобрести миллионов за пять-шесть, а то и меньше.

В армии сегодня продается все, что перестало быть востребованным и подлежит списанию. В ассортименте солдатские шинели стоимостью от 100 тенге и выше, шапки-ушанки от 200 тенге и даже пилотки защитного цвета образца 1969 года. Стоит такая пилотка недорого, всего каких-то 10 тенге, но если учесть, что их выставлено на торги 80 тыс. штук, то выручить за них можно как минимум 800 тысяч. Предлагаются к продаже полевые кухни, здания и сооружения военных городков, противогазы, приборы химической разведки и даже жеребцы 1998 года рождения. Цена за одного такого военного рысака – 70 тысяч тенге. Кобылы на продажу тоже имеются, правда, стоят они на 7 тысяч дороже…

Прайс-лист подобного военного секонд-хенда размещен в Интернете на официальном сайте РГП «Казарнаулыэкспорт» (РГП «Казспецэкспорт»). Эта организация входит в структуру Министерства обороны. В соответствии с постановлением правительства № 1039 от 10 июля 2000 года именно этому республиканскому предприятию определено как уполномоченному органу заниматься «утилизацией, сдачей в аренду, экспортом и реализацией военного имущества, не используемого в Вооруженных силах РК». Кроме того, РГП «Казспецэкспорт» имеет право на «импорт оружия, военной техники, боеприпасов, запасных частей и комплектующих изделий к ним, продукции, оборудования и соответствующих технологий двойного применения для нужд Вооруженных сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан».

Скандальную известность «Казспецэкспорт» приобрел в апреле 2000 года после загадочного убийства генерального директора этой режимной организации Талгата Ибраева. Заказчиком этого убийства следствие назвало преемника Ибраева на посту гендиректора «Казспецэкспорта», полковника КНБ в отставке Эрсу Кашкарова, а киллером – Амангельды Амангалиева, погибшего во время спецоперации по его задержанию.

Пресса того времени достаточно подробно рассказывала о том, что после распада Союза в Казахстане осталась масса военной техники. По данным открытых источников, только из групп Советских войск в Восточной Европе в Казахстан было вывезено около 6 тыс. современных танков, 1,5 тыс. боевых машин пехоты и бэтээров, 7 тыс. артиллерийских орудий, сотни самолетов. Все это добро было сосредоточено на базах хранения в Отаре, Семипалатинске, Талдыкоргане… Естественно, начались проблемы, связанные с содержанием и охраной этой армады военного секонд-хенда. Республика в бэушной технике не нуждалась, а мировой спрос на нее был огромный. Грянули разоблачения и скандалы: перехваченный грузовик с ядерными компонентами на узбекско-казахстанской границе. Задержанная в Баку партия МИГов, предназначенная для армии Ким Чен Ира. Темная история с поставками танков в Индию. «Казспецэкспорт» лихорадило по полной программе, например, при разборе уголовного дела, связанного с убийством Талгата Ибраева, суд установил, что по одной из сделок (речь о продаже в Африку партии тяжелых гаубиц «Д-30» либо о поставке в Пакистан истребителей СУ-27) через один из прибалтийских банков в Алматы поступило 100 тыс. долларов США. Эти деньги предназначались чиновникам за содействие в осуществлении контракта. Таким образом, официально было признано, что при заключении контрактов по продаже военной техники часть вырученных средств оседала в карманах «нужных людей».

Частая смена руководства РГП «Казспецэкспорт» стабильности и спокойствия не приносила. Репутация по инерции продолжала оставаться скандальной. В 2000 году сугубо гражданский человек преподаватель физики Максат Наурузбаев сменил на посту гендиректора РГП криминального Эрсу Кашкарова, но, продержавшись у власти всего пару лет, сам слетел с должности. На его место вновь вернулся человек в погонах, назначенный лично министром обороны Мухтаром Алтынбаевым. При Зулхарнае Султанове любая информация о «Казспецэкспорте» была закрытой. Достучаться до гендиректора журналистам было просто невозможно. Теперь и его след простыл. По одной версии, Зулхарнай Султанов сам написал рапорт об отставке в связи с болезнью, по другой – был тоже по каким-то «веским причинам» снят с должности министром обороны. Теперь у бывшего офицера военной полиции свой бизнес. А с апреля сего года у руля РГП «Казспецэкспорт» новый человек – Амангельды Азимбаев. Чтобы встретиться с ним и задать вопросы, интересующие читателей «Мегаполиса», потребовалось немало усилий. Амангельды Азимбаев не публичный человек. Офицерская служба в СОПе (Служба охраны президента) отпечаток свой наложила. Известно лишь, что нынешний гендиректор РГП «Казспецэкспорт» имеет экономическое и юридическое образование. На должность пришел «по конкурсу». Говорит, что объявление о вакансии прочел в газете. Пришел, показал, на что способен, и победил. Комиссия выбирала из двух кандидатов. Вот так, оказывается, в оружейном бизнесе все просто: без лишних наворотов и мудреных загогулин. А мы то, наивные, думали… Одним словом, в официальном интервью «Мегаполису» Азимбаев отказал, сославшись, что на должности находится непродолжительное время и не успел «хорошенько вникнуть во все нюансы оружейного бизнеса», но принять участие корреспонденту в проведении торгов военного имущества позволил.

Торги оружием назначены на пятницу, 13-го…

Перед тем, как попасть на торги оружием, звоню в РГП «Казспецэкспорт». Трубку взял ведущий специалист. Говорю ему: «Сегодня в Интернете наткнулся на объявление, что у вас по сходной цене можно приобрести боевую машину пехоты, автоматы Калашникова, боеприпасы и массу всякой всячины тылового предназначения: солдатские бушлаты, обувь, шапки-ушанки, походные кухни и инвентарь. Это правда?! Можно приезжать и выкупать?»

– Да, нам сейчас дали нормальные объемы… Есть все. Но сначала надо приехать к нам и оформить необходимые бумаги. Здесь вам расскажут что и как. Но это не телефонный разговор.

– И боевой самолет у вас можно приобрести?!

– Не вопрос. У нас очень большой список. Приезжайте.

Еду по приглашению. Прохожу на территорию режимного объекта, предъявив удостоверение личности. На торги в 10.00 13 октября выставлены боеприпасы и пара пулеметов Калашникова. На боеприпасы спроса нет. А вот пулеметами заинтересовались две компании: «Казахстан-инжиниринг» и Западно-Казахстанская машиностроительная компания – ЗКМК. Члены комиссии во главе с гендиректором РГП «Казспецэкспорт» вскрывают пакеты. Внимательно изучают документацию, проверяют наличие лицензий, доверенностей, вникают в ценовые предложения… Через несколько минут объявляют итоги: «Победитель тендера – национальная компания «Казахстан-инжиниринг». Эта компания предложила за ПКТ 100 тысяч тенге, а ЗКМК – только 95. Победил тот, кто больше дал.

На этом торги закончились. Участников попросили удалиться. Выхожу вместе с представителями компаний в коридор. Естественно, разбирает любопытство, зачем национальной компании понадобился пулемет и уж тем более зачем оружие компании машиностроительной?! Тоже все просто. Оказывается, «Казахстан-инжиниринг» выполняет заказ по модернизации бронетехники для МВД. А для этого срочно понадобился пулемет. Бэушный он или новый представителя не интересует. Рад любому. Компании из Уральска ПКТ был нужен для того, чтобы, как выразился представитель ЗКМК: «модернизировать что-то свое, позаимствовав с этого хорошие вещи».

Схема, по которой военные предлагают на продажу свое невостребованное имущество, тоже оказалась простой. Инициатором выступает командир части, который рапортом докладывает по инстанции о том, от чего бы хотел избавиться. Военно-техническая комиссия Минобороны во главе с генералом Поспеловым выносит свой вердикт, определяет сколько то или иное имущество стоит и спускает перечень в РГП «Казспецэкспорт». Те в свою очередь изучают рынок и называют свою цену. Выше она может быть, но никак не ниже определенной изначально. А вот выручка вся поступает в госбюджет. Минобороны от сделки не имеет ничего. Зачастую оказывается даже в накладе, так как приходится платить независимым экспертам за оценку военного имущества. По официальным данным, за период с 1996 года по 2005 год РГП «Казспецэкспорт» реализовало военного имущества, не используемого в ВС РК, более чем на 5 млрд 400 млн тенге…