Закон "О пробации", по словам Касымова, позволит создать в Казахстане систему, при которой осуждённые условно будут получать социально-правовую помощь.

"То есть будет способствовать тому, чтобы не допустить совершение им повторных преступлений, помочь им быстрее найти свое место в обществе", - пояснил Касымов.

Министр отметил, что в практике уже имеющейся службы пробации, созданной в 2012 году на базе уголовно-исполнительной инспекции, применяется две модели пробации: приговорная – в отношении осуждённых с наказанием, не связанным с лишением свободы, и постпенитенциарная модель.

"В прошлом году не случайно заметно увеличилось количество лиц, состоящих на учёте службы пробации до 48 тысяч человек. Большинству из них пробационной службой была оказана помощь в трудоустройстве, лечении, восстановлении документов, получении образования, юридической или иной социально-правовой помощи. Это способствовало почти 30%-ному сокращению преступлений, совершённых лицами, состоящими на пробационным контроле", - отметил министр.

Для выстраивания эффективной системы социальной реабилитации граждан, соответствующей международной практике, по словам Касымова, в закон внедрены понятия досудебной и пенитенциарной пробации.

"Досудебная заключается в оказании подозреваемому социально-правовой помощи, направленной на коррекцию его поведения, предупреждения совершения им новых уголовных правонарушений. Эта модель пробации будет применяться в отношении подозреваемых: несовершеннолетних, женщин пенсионного возраста, беременных и имеющих малолетних детей в возрасте до 3 лет, инвалидов, мужчин пенсионного возраста, воспитывающих в одиночку малолетних детей до 3 лет. Служба пробации со дня обращения подозреваемого будет подготавливать индивидуальную программу по оказании ему социально-правовой помощи, и по результатам её реализации составляет доклад, который предоставляется подозреваемому до начала судебного разбирательства", - сказал Касымов.

Пенитенциарная же пробация заключается в проведении непосредственно в колонии мероприятий по ресоциализации осуждённого для подготовки его к жизни на свободе за один год до окончания срока отбытия наказания.

"Отдельные элементы этой модели пробации уже фактически реализуются при условно-досрочном освобождении, либо заменены более мягким видом наказанием. Сейчас это обеспечивается в виде создания условий для получения профессии, трудовых навыков, восстановления документов, планирования бытового трудового устройства на стадии освобождения", - пояснил министр.

С принятием данного законопроекта, по убеждению Касымова, в стране будет создана качественно новая полноценная система контроля за поведением лиц, состоящих на учёте службы пробации.